[<10>] ====== Толкования на Пс. 13:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть** **Совет нищаго посрамисте.** Это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть** По­тому что сказано: кроме Бога не бойся другого. Обличает (Господь) и Иерусалим, говоря: //«кто ты, что боишься человека, который умирает»// [[old:is:51:12|(Ис.51:12)]]. Это было сказано относительно Сеннахирима и Рапсала, которые сочли народ Божий легко одолимым и презрели Господа, которого не при­звали. Но хотя ни один человек не гнал их, они обратились в бегство, потому что Господь всех их нашел нечестивыми, как бы приникнув с неба. Они отнеслись презрительно к Езекии, как к слабому человеку, и к роду благочестивых, им управляемых, ко­торый он праведно пас. **"Советом»** же назвал (здесь пророк) твердую уверенность в Боге. Или иначе: как при договоре нужно смотреть не на лица, так относительно советов должно обращать внимание не на власть или преимущество, но на ум. Между тем иудеи старались посрамить совет Спасителя, считая Его каким-то нищим, а не самим богатством Божества. Они отвергали и учение Его, и чу­деса, как не божественные и случайные. **//Беседа на псалом 13.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть** См. Толкование на [[old:ps:013:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 13:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть** Это сказал Давид к ассирианам. Вы, говорит, почитаете за ничто мысль Езекии, которую он возымел, чувствуя, что он нищ в отношении к готовности на брань. Что ж он помышлял?—то, что поелику ему не оставалось надежды на какую либо помощь человеческую, он должен был прибегнуть к одному Богу, покрывшись вретищем и посыпав перстию главу свою. Узнав это, ассириане смеялись, как над вещью бесплодною. Итак вы, говорит, смеялись над сим советом Езекии; но он имеет надежду и упование свое на Господа и в Нем одном нашел помощника себе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть.** Пророк ополчается противу гигантов оных, которые смеются простоте верных, когда они в бедствиях своих взывают к Богу и спокойно помощи Его ожидают. Ибо плотским людям ничто так не кажется нелепо, как прибегать к Богу, когда Он в бедствиях их не помогает им: понеже обыкновенно судят о Боге по настоящим знакам милости Его. И потому, когда видят сынов Божиих обременяемых бедствиями, поносят суетную, по мнению их, надежду, и с язвительными насмешками нападают на них, аки бы они всуе уповают на Бога, от Котораго себе помощи не видят. Давид, ругаяся взаимно сей гордости их, провозвещает, что и сие будет причиною погибели их, яко посрамляют совет нищаго, – аки бы убогие, но праведные люди безумно творят, когда надеются на покровительство Божие: и купно научает, что нет ничего благоразумнее, как зависеть от Господа, и что в сем состоит преизящнейшая премудрость дабы успокоиваться в обещаемом от Него спасении, сколько бы кто не бедствовал. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть** После возвещенного нечестивцам наказания псалмопевец снова изображает их злобу, состоящую в том, что они делают тщетными все планы преследуемого ими, и именно потому, что он человек богобоящийся и друг Божий (**Господь упование его есть**), они же ненавидят Бога и тех, кого Он любит. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть** См. Толкование на [[old:ps:013:05#lopuxin_ap|Пс. 13:5]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть** Весьма обычное явление у людей, что простые и бедные люди наиболее тверды бывают в вере и благочестии, и они же всегда с верою прибегают к Богу и от Него одного больше всего ожидают помощи. Не теряют они надежды на милость Божию даже и тогда, когда, по-видимому, долго не получают ее, когда вера их подвергается испытанию, когда люди беззаконные и нечестивые, преданные суете и плотоугодию, осмеивают их веру и надежду на Бога, называя ее тщетною и говоря, что они всуе уповают на Бога, от Которого нет им никакой помощи. Обличая нечестивых за такое соблазнительное отношение к бедным, пророк говорит, что и оно будет также причиною их погибели, в наказание за то, что они **посрамляют совет нищаго**, будто бедные, но верующие люди глупо делают, когда надеются на покровительство Божие. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]