[<10>] ====== Толкования на Пс. 14:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем** **Ходяй непорочен** и проч. Учит, чем нам достигнуть того блаженного конца; и во-первых тем, если пойдем путем непорочным, который есть Христос; а потом, если будем делать правду; в-третьих, если сотворим сердце обителью истины; в-четвертых, если не приобретем себе лукавого языка; в-пятых, не сделаем зла ближнему; в-шестых, не осудим горделивого ближнего; в-седьмых, не будем иметь лицеприятия; в-восьмых, не нарушим верности в клятве; в-девятых, не будем брать лихвы; а в-десятых, что составляет венец всякого добра, будем неподкупны. Кто научился преспеянию в этом, тому будет постоянное даяние благ. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем** Если непорочный – это тот, кто не лишен ни одного достоинства и жизнь проводит непреткновенно безо всякого греха, то чем он отличается от того, кто делает правду? Не вкладывает ли [псалмопевец] одинаковый смысл в оба речения, говоря: **Тот, кто ходит непорочно и делает правду**? Или каждое из высказываний имеет свое особое значение? **Непорочный** – тот, кто во внутреннем человеке достиг полного совершенства добродетели, а **творящий правду** – тот, кто телесными усилиями доводит до совершенства свою деятельность. Ведь надо не только поступать правильно, но и действовать с правильным расположением, следуя сказанному: //Праведно стремись к правде// [[old:vtor:16:20|(Втор 16:20)]]. Это значит – делай дело, сообразуясь со справедливостью. Например, частное лицо применяет какое-то лечение, полезное для больных, но делает это не так, как врач, поскольку нет у него мастерства, связанного с этой деятельностью. Итак, **тот, кто ходит непорочно** – это совершенный умом, а **делающий правду** – это, по слову Апостола, неукоризненный делатель Господа [[new:2tim:02:15|(2Тим 2:15)]]. Обрати внимание на тщательную точность речи. [Пророк] не сказал “Тот, кто ходил непорочно”, но – **тот, кто ходит непорочно** и не сказал “делавший правду”, но – **делающий правду**. Человека делает добродетельным не какой-то единичный поступок; ему всю жизнь должно стараться поступать добродетельно. **Тот, кто говорит истину в сердце своем, не лукавит языком своим**. И здесь слова **говорит друг другу истину в сердце своем и не лукавит языком своим** соотносятся друг с другом так же, как и быть непорочным и делать правду. Там Писание показывает нам и совершенного в тайниках своих, и того, кто идет путем правой деятельности; вот так и здесь, поскольку слова говорятся //от избытка сердца// [[new:mf:12:34|(Мф 12:34)]] и как из источника вытекает речь из внутреннего расположения, [псалмопевец] сначала упомянул **истину в сердце**, а затем – правдивость в словах, произнесенных языком. Мы найдем здесь два понимания истины. Первое – это постижение предметов, ведущих к блаженной жизни, второе – достоверное знание о чем-либо относящемся к [здешней] жизни. Истину – соработницу спасения, живущую в сердце человека совершенного, надо передавать ближнему с полнейшей правдивостью во всем; если же в делах здешней жизни добродетельный человек и отступит от истины в чем-либо, то это для него не помеха в самом главном. Пусть мы не знаем правды о размерах земли или моря, о том, сколько движется звезд и насколько одна движется быстрее другой, – это ничуть не помешает нам достичь обетованного в Евангелии блаженства. Писание, возможно, возвещает и о том, что не со всяким, а только с близким подобает говорить об относящемся к истине, о сокровенном, то есть открывать не кому попало, а лишь соучастникам в таинствах. Если истина – Господь наш [[new:in:14:06|(Ин 14:6)]], то давайте каждый будем носить эту истину запечатленной и как бы отчеканенной в сердце; беседуя о ней в сердцах наших, не станем искажать Слово Евангелия, проповедуя ближним. **//Беседы на псалмы. Беседа на псалом четырнадцатый.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-3 **Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем: иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя** **«Ходяй непорочен, и делаяй правду»**; то есть, таковому должно быть далеким от порока и свободным от всякой укоризны и прилежно упражняться во всякой добродетели; потому что правдою Пророк именует здесь совершенную добродетель, и изсчисляет ея виды: **«Глаголяй истину в сердце своем». «Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла».** Надобно, чтобы у него, не только язык, но и самый ум, свободны были от лжи, совершенно далеки от льсти и двоедушия, так чтобы от сего не могло быть никакого вреда ближнему. Соблюдая же строгую последовательнось, Пророк упомянул сперва о сердце, потом об языке, и за тем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль. **«И поношения не прият на ближния своя».** Если иные и впадут в какое-либо бедстие, должно не посмеваться и ругаться над ними, но паче принимать участие в их печали, по апостольскому закону, которым повелевается **«плакати с плачущими»** ([[new:rim:12:15|Рим.12:15]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем** **Ходяй непорочен и делаяй правду** Это ответ на прежний вопрос. Тот, говорит пророк, будет пребывать и поселится, кто обладает теми совершенствами, о которых имеет быть сказано ниже; в приведенных словах пророк изображает человека, проникнутого добродетелью. Именно тот, говорит он, который совершал бы непорочно свой жизненный путь и делал бы правду. Под //непорочным// же должно разуметь человека, достигшего совершенства в созерцании, ибо чрез него ум наш возносится к небу. Под //делающим// же правду разумеется человек, достигший совершенства в нравственной деятельности; ибо делание составляет принадлежность того, кто действует, но не созерцанием занимается. Форму же настоящего времени в глаголах //ходяй// и //делаяй// пророк употребил для того, чтобы показать, что мы никогда не должны отставать ни от созерцания, ни от добрых дел. И так как жизнь деятельная слишком разнообразна в своих проявлениях, то он назвал ее здесь вообще //правдою//, так как правда проникает все добродетели. Правда же есть всякий праведный поступок. Оказавши сначала вообще о правде, пророк показывает далее в частности, в чем она должна состоять. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем:** То есть, тот обитать будет в жилищи Моем, кто уклоняется от зла и творит благо; или кто ни преступлением закона, ни опущением правды не раздражает Бога. Просто рещи: кто на пути жития сего не претыкается, и не впадает в тяжкие грехи; и кто творит все, что законом творить обязан. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем** //"Ходить непорочно и делать правду"// означает чистоту поступков и согласие их с законом Бога; //"говорить истину в сердце"// - быть безупречным в своих мыслях и желаниях, не только во внешних делах. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем** См. Толкование на [[old:ps:014:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 14:1]] [<10>]