[<10>] ====== Толкования на Пс. 15:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся** В этом заключается явное обличение бесчувственности иудеев. Ибо и первоверховный Петр в Деяниях Апостольских истолковал это о Христе ([[new:act:02:25|Деян. 2,25]]). Поколику Христос есть Бог, потолику сам Он все утверждает и содержит; а поколику соделался человеком, потолику прилично Ему сказать, что Господа имеет одесную, да не подвижется. Ибо во всем сообразуется с мерами человечества, и по домостроительству не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы, отринутые за преступление Адамово, приведены пред лице самого Отца, и Он — наш защитник, наша опора. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-11 **Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце Мое, и возрадовася язык Мой: еще же и плоть Моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал Ми еси пути живота: исполниши Мя веселия с лицем Твоим: сладость в деснице Твоей в конец** Излишнее дело – изъяснять сие нам, когда божественный Петр, приявший откровение от Отца, и откровение от Сына, и откровение от Святаго Духа, давно уже истолковал слова сии. Ибо он, проповедуя Иудеям и приводя свидетельство сие, сказал так: //«мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресль его по плоти воздвигнути Христа, предвидев глагола о воскресении Его, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления»// ([[new:act:02:29|Деян.2:29]], [[new:act:02:31|31]]). И в другом месте говорит: //«Давид бо своему роду послужив успе, и виде истление: а Его же Бог воздвиже, не виде истления»// ([[new:act:13:36|Деян.13:36–37]]). Сие необходимо представлять на вид осмеливающимся толковать ложно, а также и Иудеям, потому что заключается в этом явное обличение неразумия Иудеев. Посему и здесь Владыка Христос говорит по человечеству: укрепляемый непрестанно Божественным естеством, приступаю к спасительному страданию, и увеселяюсь надеждою воскресения; потому что ни душа Моя не останется во аде, ни плоть Моя не потерпит естественнаго для нея истления; скоро восприиму воскресение, и возвращусь в жизнь, указуя путь сей всем людям. **«Исполниши Мя веселия с лицем Твоим, сладость в деснице Твоей в конец».** Поелику, приступая к страданию, сказал: //«прискорбна есть душа Моя до смерти»// ([[new:mf:26:38|Мф.26:38]]); то не без причины употребил слова сии, упомянув о воскресении, научая сим, что вместо скорби будет во всегдашнем веселии, и по человеческому естеству соделавшись безстрастным, неизменяемым и безсмертным; потому что, как Бог всегда был таковым, да и человеческому естеству не трудно для Него было сообщить сие вскоре по образовании онаго в утробе матерней; но попустил восприятому Им естеству пройти путем страданий, чтобы таким образом, сокрушив владычество греха, положить конец мучительству диавола, разрушить державу смерти, и всем людям дать возможность оживотворения. Посему, как человек, приемлет и нетление и безсмертие. Псалом сей обличает и Ариево, и Евномиево, и Аполлинариево умоповреждение. Ибо одни говорили, что Бог-Слово восприял на Себя неодушевленное тело, Аполинарий же, хотя восприятое тело называл одушевленным, но лишал оное разумной души, не знаю, откуда наведавшись о двух сих душах, потому что нигде не учит сему божественное Писание, а напротив того всесвятый Дух чрез блаженнаго Давида явственно упомянул о душе, представив ясное обличение каждой из сих ересей. ===== Евфимий Зигабен ===== **Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся** **Предзрех Господа предо мною выну** Я, говорит, прежде всякого другого, видел Господа очами души моей; Он как бы всегда являлся пред самым взором моим. **Яко одесную мене есть, да не подвижуся** (поколеблюсь) А видел Его я, говорит, пред взором моим потому, что Он всегда присутствует в правых моих деяниях, отдыхая в них. Ибо Бог приближается ко всем тем, которые сами становятся близкими к Нему по своим добрым делам. Одесную же меня присутствует Он для того, чтобы помогать мне, дабы, т. е. я не уклонился с пути правого в противную сторону; потому что //хранит Господь вся любящыя Его// ([[old:ps:144:20|Псал. 144,20]]). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.** Паки проповедует веру свою. Ибо представлять Бога пред собою и как бы зреть Его очами не что иное есть, как все свои чувства иметь связанными, дабы никуда не устранялися. Итак, разум слов есть тот, что Давид так углублен был в промысл Божий, что во всех бедствиях, окружавших его, твердо был удостоверен о помощи Вышняго, и потому во всех искушениях и подвигах своих пребыл непоколебим. Чего ради? Понеже никогда из виду не выпускал Бога, но очами веры взирая на Него, аки на присутствующаго, во всех опасностях к Нему прибегал. Сие бо являют оныя слова: //яко одесную мене есть, да не подвижуся.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся** Давид вспоминает историю своей жизни, в которой видит постоянную помощь себе от Бога (//"видел ... одесную"//), оберегавшего его от всяких несчастий, падений, почему он и уверен, что и сейчас, среди язычников, он будет спасен, не погибнет (//"не поколеблюсь"//). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся** Пророк Давид имел столь твердую веру в Бога и столь сильное упование на Него, что **выну**, т.е. всегда, мысленно видел Его пред собою, – так, как бы Господь **выну** – всегда находился по правую руку его. И потому настолько был проникнут сознанием и предвидением бодрствующего над ним промысла Божия, что во всех бедствиях, окружавших его, во всех искушениях и подвигах оставался непоколебим, быв вполне уверен в помощи Вышнего, и в этой уверенности мог всегда сказать: **да не подвижуся**, т.е. пребуду непоколебим. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]