[<10>] ====== Толкования на Пс. 15:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец** **Сказал ми еси пути живота.** Прияв на Себя лице человечества, как соделавшийся нам подобным, изрекает слова, которые приличны более нам, нежели Ему, как Богу. **Сладость в деснице Твоей в конец.** Это значит, что святые будут в наслаждении и веселии после того, как оживут во время воскресения. Это же наслаждение и веселие, которое есть нетление, говорят они, приимем мы от Христа, Который в нас и одесную Отца. И что слово это истинно, явствует из следующего места, в котором сказано: //Иже преобразит// образ //смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его// ([[new:fil:03:21|Флп. 3,21]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек** Без Бога нет смысла в жизни. Мы не можем жить, не задавая себе вопроса: зачем жить? И только христианская религия дает самое верное, светлое, глубокое решение этого основного вопроса: жить для Бога. А в жизни для Бога и лежит наша постоянная радость, счастье вечное. Именно – вечное, так как счастье мыслится не кратким, даже не долгим, а только вечным... И семейное счастье, и утехи юности, и слава, и богатство, и наука, и наслаждение искусством – все это, помимо того что не может дать полного удовлетворения людям, – еще и не вечно. А жизнь в Боге есть именно вечное счастье, которое, начинаясь здесь, на земле, будет продолжаться вечно, и притом в полной для нашего восприятия мере. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим: красота в деснице твоей в конец** Благодарю Тебя, Творче и Избавителю мой, что Ты указал мне пути жизни, именно – путь любви к Тебе, созерцания Твоих совершенств, путь любви моей к ближнему. Когда я с Тобою, Господи, служу Тебе чистосердечно, тогда весело мне, твари ничтожной, с всесовершенным Творцом своим, тогда радуются все кости мои. **Полнота радостей пред лицем Твоим**. И это неудивительно, потому что сладость **в деснице Твоей** (красота) **вовек** – бесконечная, несказанная сладость... **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим: красота в деснице твоей в конец** См. Толкование на [[old:ps:015:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 15:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец** **Сказал **(показал)** ми ecu пути живота** (жизни)**** Ты научил, говорит, Меня добродетелям, которые путеводят к бессмертной жизни. Или: Ты открыл, говорит, Мне путь жизни, т. е. способ воскресения моего и новой моей жизни, который Я проходя сам, наставлял им и учеников своих. **Исполниши мя веселия с лицем твоим** Сын Божий есть образ и лицо Бога Отца. Посему, говорит Он, //видевый Мене, виде Отца моего// ([[new:in:14:09|Иоан. 14,9]]). Он также называется //сиянием славы и образом ипостаси// Бога Отца ([[new:evr:01:03|Евр. 1,3]]). Итак ты, говорит, исполнишь Меня радостью после воскресения Моего, Меня усыновленного Тебе человека в соединении с усыновившим божеством; до воскресения же спаситель наш, как известно, и скорбел, и плакал, и томился духом, по закону человеческого естества. Или также: //с лицем твоим// сказано описательно т. е. вместе //с Тобою//. И так как Отец всегда составлял одно с Сыном —по божеству, а Сын был одно с Отцем, то оба они имели и общую радость в спасении людей, радость, которую произвела смерть Богочеловека чрез крест. **Красота в деснице, твоей в конец** Под десницею Отца разумеется Сын, подобно тому как Он есть также и вообще рука и сила Его. Итак веселие, говорит и ликование будет для Сына вечное, потому что Он совоскресил вместе с Собою тех, которые пали в древности по причине греха, и потому что Он воспринял снова под свою власть достояние Мое. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим: красота в деснице твоей в конец.** Утверждает изречение предыдущаго стиха, присовокупляя, что Бог не токмо избавит его от насилия смерти, но и преведет к вечному животу. Откуду явствует, что Давид просит здесь не о продолжении временныя жизни, ниже о избавлении от какой-либо опасности, как сказано выше, но мыслию своею простирается далее. Ибо, если бы кто сказал, что путь живота показан Давиду потому, что Господь временную жизнь ему продолжил, тот стеснил бы Божию благодать в узких пределах; понеже сим образом благочестивые ничем бы не различествовали от нечестивых, которые пользуются здесь общим с ними сиянием солнца. Но ежели Давид прославляет здесь особенную Божию благодать, которыя удостоивает Он одних токмо сынов Своих: то сие показание живота, без сомнения, относится к блаженному оному безсмертию, где путь жизни обретает один только тот, кто так сопряжен с Богом, что всегда живет в Бозе, а не вне Его. За сим присовокупляет, что к полному совершенству благополучия человеческаго, как на небеси, так и на земли, ничего больше не требуется, как одна только милость Господня, состоящая в лицезрении Бога. //Исполниши мя веселия пред лицем Твоим//. Хотя в Священном Писании лице Божие берется в двояком смысле, сиречь, иногда за действительное, а иногда за страдательное воззрение, то есть, когда Бог любезным взирает на нас оком, и когда мы взаимно взираем на любезное лице Его: но здесь обоя совокупляются во едино, яко причина с своим действием; без сего бо взаимнаго взирания Бог не увеселяет. Откуду бо сие, что большая часть человеческаго рода при всех утехах и веселиях, коими Бог весь мир преисполнил, объемлется печальным уныния мраком, ежели не оттуду, что не все равномерно зрят к Богу, и Бог взаимно не на всех кроткими и отеческими взирает очами, ниже всем равномерно отверзает очи искать предметов веселия не где-либо инде, как только в Нем едином. Исполнение таковаго веселия противополагается скоротекущим мира сего наслаждениям, кои, дав себя на несколько времени вкусить, оставляют наконец бедных людей гладными. Ибо сколько бы люди ни пресыщалися временными удовольствиями, однако прямыя сытости в них не обретают, но одно только омерзение и отвращение. В последнем члене ясно изобразил Давид, кому принадлежат те красоты, или, как в Еврейском тексте изображено, те благоприятности и утехи, коих безчисленное множество содержится в Божией деснице: //красота в деснице Твоей в конец.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим: красота в деснице твоей в конец** Этот стих представляет вывод из всего содержания псалма. Так как Ты, Господи, мое достояние, то от Тебя я узнаю истинные пути жизни: только пред Тобою (//"пред лицом Твоим"//), вблизи Тебя я испытываю радость, и истинная, неотъемлемая награда, вечная (//"блаженство во век"//) дается только Тобою. По [[old:ps:015:10|10]] ст. этот псалом нужно считать прообразовательно-мессианским. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец** И эти заключительные слова псалма, по учению св. апостола Петра, принадлежат также Христу Спасителю, устами пророка Давида изрекшему: воскресив Меня, Ты, Господи, открыл Мне (**сказал ми eси**) по человечеству, а во Мне и чрез Меня открыл и всем верующим в Тебя путь вечной жизни; Ты в полноте наделяешь Меня и верных радостями от лицезрения Твоего; вечное блаженство заключается **в деснице Твоей**, т.е. во власти Твоей. **Красота** по более точному переводу «сладость», – по-русски: «наслаждение, блаженство». **В конец** – то же, что «вовек, вечно»; сладость во век значит вечное блаженство. В заключение объяснения сего псалма припомним его еврейское надписание: «миктам». Да, это поистине золотая, драгоценная песнь Давида! В этой песне в свое время он пророчески предвозвестил людям, сидящим во тьме и сени смертной, погруженным в суеверия и всякого рода заблуждения, о воскресении Христовом, имеющем принести на землю свет разума, надежду общего всех воскресения, освобождения от адова мучительства и упование вечноблаженной жизни. Припомним тут же кстати прекрасное слово одного знаменитого проповедника нашей отечественной Церкви, который в беседе на день Святой Пасхи говорит: «Христос воскресе! и жало смерти притуплено, грозная держава ее разрушена. Теперь никто не может сказать: никтоже познан есть возвративыйся из ада. Ибо есть ныне возвратившийся Победителем из ада и воссиявший светоносно из гроба. Есть гроб, который опустел и не издаст мертвеца своего, и есть гробы, уже издавшие мертвецов своих. Един Он умер за нас, но не один воскрес из мертвых: с Ним «//многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроб, по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем//» [[new:mf:27:52|(Мф. 27:52–53)]]. Не очевидное ли это свидетельство того, что и наши гробы опустеют некогда по гласу трубы архангела, что и наши телеса, «//сеемые в тление, востанут в нетлении, сеемые не в честь востанут в славе? Ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть: якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут//» [[new:1kor:15:42|(1 Кор. 15:42–43]], [[new:1kor:15:20|20]], [[new:1kor:15:22|22)]]. К сему-то светлому, брачному торжеству всеобщего воскресения всего человеческого рода уготовляйся, душа верующая, к сему-то великому дню празднования вечной Пасхи об он-пол (на другой стороне. – Ред.) временного бытия нашего, на новой земле обетования будь готова умом и сердцем, словами и делами своими, – да не явишися убога праведных жизни, да не восстанешь к новой, бессмертной жизни с древнею язвою греховною, под древнею клятвою вечной смерти!» (Димитрия, архиеп. Херсонского. Слова, беседы и речи). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]