[<10>] ====== Толкования на Пс. 16:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю** **Очи свои возложиша уклонити на землю.** У них, говорит, одна была цель, чтобы привлечь, как ни есть, к земле и склонить к плотскому мудрованию. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю** Когда демоны, отторгнув ум твой от целомудрия, окружают его блудными помыслами; тогда со слезами воззови к Владыке: **изгонящии мя ныне обыдоша мя**: //радосте моя, избави мя от о6ышедших мя// [[old:ps:031:07|(Пс. 31, 7)]]. И избавишься. //**Главы о любви.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю** Они изгнали меня из отечественной земли, и опять устремляются туда и сюда, желая захватить меня; потому что не хотят смотреть прямо, но в сторону уклонено око их. Так перевел и //Симмах//: постановили для себя; в сторону уклонять очи свои, на землю. ===== Евфимий Зигабен ===== Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю **Изгонящие мя ныне обыдоша** (окружили)** мя** Изгнав, говорит, меня из моего дома, враги мои не удовольствовались одним этим; но вот еще окружили меня и ищут того, чтобы отнять у меня самую жизнь. **Очи свои возложиша уклонити **(отклонить)** на землю** Они положили, говорит, между собою—отклонить свои глаза от Тебя, Боже, живущего на небесах и от Твоих заповедей святых, которые предписывают всякому не обижать невинного, отклонили они от Тебя глаза свои и обратили к земле, т.е. к земным похотям; а это значит не иное что, как отказаться в своих действиях от всяких разумных побуждений во всем поступать по требованию строгости. Или иначе, они устремили, говорит, глаза свои в землю, выжидая удобной минуты, чтобы склонить и опрокинуть меня на землю, и потом умертвить меня. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== ** Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю.** Продолжает описывать злобу врагов, жалуяся, что ежели Бог с небеси не прострет к нему руку Свою, то уже не останется никакого убежища. Ибо те, которые прежде выгнали его из отечества и удалили от сообщества своего, ныне уже гонятся в след и ищут совсем погубить. Ибо в Еврейском тексте сия мысль выражена так: //в шествиях моих уже обыдоша мя.// То есть, что он не только в очевидной находится опасности, но и ежеминутно подвержен страху: ибо куда бы ни обратился, везде усретает врагов, преследующих его. В следующих словах:// очи свои возложиша уклонити на землю//, Давид сравнивает врагов своих с ловцами, которые, устремя глаза на добычу, в молчании стараются повергнуть оную на землю. Сие самое подтверждает другим подобием, в следующем стихе: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 11-12 **Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных** Жизнь его (//душа моя//) в опасности (//одержаша//) от врагов, которые крайне бесчувственны и высокомерны. Сначала они изгнали его из царского дворца (**изгоняющие мя**), а теперь они преследуют его, чтобы поймать его, высматривают (**очи свои возложиша**) только случай, чтобы совершенно покончить с ним (**уклонити**, т.е. меня; повалить на землю и потом растоптать). Как лев, видя идущую свою добычу, в своей алчности считает ее уже своею (**объяша мя**), так и враги мои; они уже совершенно уверены в моей погибели. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю** //"Они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю"// - напрягают зрение, изыскивают способы свалить Давида на землю, низвергнуть, погубить его. Известны разнообразные попытки Саула схватить и убить Давида. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–12 **Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных** Продолжая речь о злобе и коварстве врагов, Давид сначала говорит, что они, не довольствуясь изгнанием его из дома и отечества, окружили его со всех сторон, как охотники окружают добычу: **изгонящии мя ныне обыдоша мя**; а потом сравнивает их с хищными зверями, с голодным львом и со скимном, т.е. со львенком. **Очи свои возложиша уклонити на землю**, т.е. все свои мысли и намерения устремили на землю, к тому, чтобы коварно погубить меня. Подобно голодному **льву, готовому** схватить добычу, или молодому львенку, скрывающемуся **в тайном** месте, они окружили меня, как свою добычу, и приготовились погубить меня. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]