[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене** **Яко вся судьбы Его предо мною.** Хотя суды Божии неисследимы и по непостижимости своей подобны бездне, однако же, все пред очами боголюбца. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко вся судьбы его предо мною, и оправдания его не отступиша от мене** См. Толкование на [[old:ps:017:21#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 17:21]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко вел судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене** Иное есть закон, и иное заповедь; иное опять свидетельство, другое суд и иное оправдание. Так //законом// называется обыкновенно вся совокупность заповедей Божиих, как например в следующем месте Писания: //яко закон Моисеем дань бысть// ([[new:in:01:17|Ин. 1,17]]). //Заповедями же// называются предписания закона, взятые каждое в отдельности, как например: //не убий; не прелюбы сотвори// ([[old:ish:20:12|Исх. 20, 12,13]]), и т. под. //Свидетельством// называется то, что законодатель заповедовал делать или не делать, с некоторым особенным подтверждением при этом, как поступает например Моисей, когда говорит к народу своему: если только вы сделаете то-то или вот это, свидетельствуюсь небом и землею, что смертию умрете. //Судьбы// же, или суды составляют то, что относится к Богу, творящему суд Свой над людьми, каковой например суд происходил однажды над злословившим великое имя Божие ([[old:lev:24:10|Лев. 24,10]] и дал.). Моисей, как записано в кн. Левит, представил это преступление суду Божию; Бог же повелел побить камнями виновного, и такое решение Божие было принято потом и народом Божиим как законная мера наказания всех, кто дерзнул бы злословить имя Божие. //Оправданьями//, далее, называются повеления Божии, в роде например следующего: //аще стяжеши раба Евреина, шесть лет да поработает тебе// ([[old:ish:21:02|Исх. 21,2]]) и т. дал. Такое повеление именно полно высочайшей правды. Вот различие всех этих понятий, хотя они нередко смешиваются и употребляются одно вместо другого особенно в [[old:ps:118:start|118]]-м псалме. О приведенном выше месте следует заметить, что словами судьбы и оправдания пророк хотел обнять вообще все повеления Божии, давая понять о целом от его частей. Все, говорит, заповеди Его, т. е. Бога предо мною, и хотя мне приходится иногда перечитывать их и возобновлять в памяти, но все таки я не допущу себя до того, чтобы они были когда-нибудь от меня далеко. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 23–25 **Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от Мене. И буду непорочен с Ним и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его** //Судьбами// у псалмопевцев вообще называются все законы гражданского характера, за нарушение которых определены те или другие наказания; а //оправданиями// называется вся совокупность заповедей, или законов нравственного свойства, в которых выражена правда Божия. Выразив уверенность в том, что Господь вознаградит его за правду, за сохранение заповедей Его и за последование путям Его, Давид еще раз свидетельствует, что все заповеди и все законы Господни находятся пред ним, близки ему, и что поэтому он надеется пребыть непорочным пред Ним и сохранить, или, что то же, уберечь себя от беззакония или греха. И тогда, говорит, Господь воздаст мне за правду мою, за мое честное поведение, которое пред глазами Его, потому что я так поступаю и буду поступать не напоказ людям, а для Бога, **пред очима Его**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]