[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:28 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко Ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тму мою** **Яко Ты люди смиренныя спасеши.** Отсылает к лику Апостолов. **И очи гордых смириши.** Это идет к фарисеям и книжникам. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко Ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тму мою** **«Яко ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши»**. Тех, которые водятся скромным образом мыслей, или смиряются по обстоятельствам, удостоиваешь спасения, и делаешь славными. А тех которые подъемлют брови и порабощены кичливостию, принуждаешь склонить взор к земле и размыслить о бедности своего естества. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши** (унизишь) Смиренные, т.е. по причине добродетели. Очи же гордых, т.е. просто гордецов, от части (очей) давая разуметь о целом. Или же выражение очи гордых, означает, что эти люди (т. е. гордецы) обыкновенно легче всего распознаются по их глазам; они всегда поднимают вверх свои брови, находящаяся над глазами. Но ты, говорит, сделал с этими глазами то, что они станут смотреть у них в землю от скорби. Или иначе: люди смиренные, т.е. народ из язычников, склоняемых вниз от тяжести грехов своих. Гордые же, т. е. иудеи, хвалящиеся законом своим и предками. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши.** Пророк объясняет два предидущие стиха, приводя причину, чего ради Бог с преподобным преподобен, с мужем неповинным неповинен, и со избранным избран бывает, или просто с кроткими и смиренными людьми кротко поступает, паче же и спасает их. Понеже де смирение, яко главизна всех добродетелей, зело благоприятно Богу: сего ради Господь всех смиренных спасает, то есть, сохраняет и возвышает, подавая им Свою благодать. И напротив того, понеже гордость, яко царица всех пороков, зело неблагоприятна Богу: сего ради гордым всем противится, низлагает и смиряет их. А понеже гордость зрится во очах паче, нежели во иных членах, сего ради глаголет: //очи гордых смириши.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши** Смирение, как одна из главных добродетелей, служащая основою для других христианских добродетелей, повсюду похваляется не только в псалмах ([[old:ps:033:19|Пс. 33:19]];[[old:ps:075:start|75]] и др.), но и во всем Священном Писании, особенно же в Евангелии, а гордость осуждается как причина многих других пороков и преступлений. Выражение: **очи гордых смириши** – невольно напоминает читателю евангельскую притчу Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее [[new:lk:18:10|(Лк. 18:10–14)]], в которой смирение, в лице мытаря, представляется возвышающим человека пред Богом, а гордость, изображенная в лице фарисея, вошедшего с высоким самомнением в храм и здесь, с поднятыми кверху очами, перечислявшего свои добродетели, была осуждена и унижена Господом. Мытарь, по слову Господа, «//не хотяше ни очию возвести на небо: но бияше перси своя//», просил помилования у Бога, глаголя: «//Боже, милостив буди мне грешнику//». Так и пророк Давид, быв облечен царским достоинством, никогда не гордился и не возвышался, но смирял себя пред Богом, за что и надеялся получить и получал от Бога великие милости и спасение; тогда как враги его отличались всегда гордостью, высоко поднимали очи, превозносились, за что и подвергались осуждению и различным казням от Бога. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]