[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:30 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену** Потому что окружили меня враги мои и содержат меня в заключении. **Искушением** же называет удовольствия, а **стеною** — диавола. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Пимен Великий ===== **Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену** Авва Пимен говорил: «Повергаться пред Богом, смиряться и отвергаться своей воли — вот работные орудия души». Еще говорил: «Воля человека есть медная стена между им и Богом, и камень отражающий. Если человек оставит волю свою, то говорит себе: **Богом моим прейду стену** [[old:ps:017:30|(Пс. 17:30)]]. Но если правда его основывается на собственной воле, он изнемогает». **//Скитский патерик.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену** Всякаго злоумышления, всяких сетей (сии сети называет искушением и стеною) избегну по Твоей благодати. ===== Прп. Авва Дорофей ===== Ст. 30-31 **И Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его** Ибо как можем мы уразуметь волю Божию, или изыскать ее, если верим самим себе и держимся своей воли. Посему-то авва Пимен и говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом. Видите ли силу сего изречения? И еще присовокупил он: она есть как бы камень, противостоящий, сопротивляющийся и противодействующий воле Божией. И так если человек оставит свою волю, тогда может и он сказал: **о Бозе моем прейду стену; Бог мой непорочен путь Его**. Весьма досточудно сказано! Ибо тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Когда же повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии; но если услышит что-либо, относящееся к наставлению, он тотчас порицает это, уничижает, отвращается от сего и действует напротив: ибо как ему перенести что-либо, или послушаться чьего-либо совета, если он держится своей воли //(из поучения 5-го. О том, что не должно полагаться на свой разум)//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену** **Яко Тобою избавлюся от искушения** Тобою, т. е. чрез Тебя. От искушения же, т. е. как со стороны людей, так и со стороны демонов. **И Богом моим прейду стену** С помощью, говорит, Бога моего я перепрыгну чрез заграждающие мне путь к Нему грехи мои. При них имеет свою власть надо мною сатана, и ими, как бы некоторою стеною, препятствует восхождению моему на небо. Или же: искушение (сл. нач. 30 ст.), это есть по Иову ([[old:iov:07:01|Иов. 7,1]]), жизнь человеческая, полная разного рода приманок наслаждения, сетей смертных, коварства и врагов видимых и невидимых. Стена есть наше тело, которое, подобно крепостной стене, окружает нашу душу и не допускает достигать до нее лучам божественным. Или наконец: стена—это демоны, которые наполняют воздух, и которые, подобно стене, преграждают путь душе идущей к Богу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену.** В предыдущем стихе рекл Пророк, что получил свет от Бога творити правду и прочая дела благая; а здесь присовокупляет, что от онаго Божественнаго света получил силу и крепость, каким образом избегать злых дел, которыя нарицает искушением.// Тобою//, глаголет,// избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену//. То есть: уповая на помощь Твою, еюже укрепляеши мя, превозмогу всякое искушение, как внутреннее, так и внешнее, хотя бы оно так велико было, как превысокая и неприступная стена. В Еврейском тексте, вместо оных слов,// избавлюся от искушения//, читается, //сотру полчища//; а вместо //прейду стену,// положено, //прескочу стену//. Но седмьдесят толковников удержали здесь единый разум, а не самыя слова. Ибо стереть полчище сопротивных, и прескочить стену, не получа ни одной язвы от врага, то же есть, что избавиться от стрел врага, а стрелы в Писании означают искушения, якоже Апостол толкует, глаголя: //в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити// ([[new:ef:06:16|Еф. 6:16]]). В смысле историческом, Давид приписывает здесь победы свои Богу: ибо под Его предводительством стер он полчища врагов, и укрепленные грады завоевал. Откуду видим, что хотя был он храбрый воитель, однако ничего себе не присвояет. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену** //Искушениями// называются такие дела и слова, или такие состояния и обстоятельства житейские, которые могут склонить или вовлечь человека в грех. И счастливые обстоятельства и несчастные, и богатство и бедность, и мирская слава и униженное состояние, – все может причинять искушения, или служить соблазном и поводом ко греху. Искушения приходят от мира, или от людей, от нас самих, или от наших похотей, и от невидимого врага, или диавола. Вся жизнь человеческая преисполнена искушений, и ни один человек не может быть свободен от них. Не чужд был, следовательно, искушений и пророк Давид. У него было много врагов, которые причиняли ему всяческие искушения, как внутренние, так и внешние. Последнего рода искушения были так сильны и казались ему так непреоборимы, что он не без причин называет их в псалме сем //стеною//. Назвав Господа Бога в первых стихах //крепостью// своею, твердынею, Избавителем и Защитником, он и теперь выражает уверенность, что при помощи Божией избавится от всякого искушения и «перепрыгнет чрез стену» (в пер. с греч. еп. Порфирия). **Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]