[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:36 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит** **И дал ми еси защищение спасения.** Защитил меня спасением Твоим; а это есть домостроительное пришествие. **И десница Твоя восприят мя.** Отчая десница — Сын. **И наказание Твое исправит мя в конец.** Разумеет евангельское учение, или говорит о ветхозаветном учении посредством Закона, как бы так рассуждая: во всем мне благодетельствуя, дал мне и законы, которыми научен я должному. Ибо, узнав из них, что не должно делать неправды, воздерживался я от сего. Но чтобы от такого правдолюбия не потерпеть мне вреда, даровал достаточную помощь, изведя на широту. Или, наказанием называет наказующее учение, по сказанному: //имися наказания// ([[old:pr:04:13|Прит. 4,13]]), или требующий трудов образ жизни, по сказанному: //не пренебрегай наказания Господня// ([[old:pr:03:11|Прит. 3,11]]). **И наказание Твое, то мя научит.** Слова эти: **наказание Твое, то мя научит**, у Феодотиона заменяют сказанное у Семидесяти: //наказание Твое исправит мя в конец.// **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит** Согрешившаго вразумил Ты, падшаго воставил; и показал, какое зло – грех, и сподобил спасения. ===== Евфимий Зигабен ===== **И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит** **И дал ми ecu защищение спасения** (спасительное) Ты, говорит, Господи, дал мне помощь не бесполезную и слабую, но сильную и спасающую от вредного действия врагов моих. **И десница Твоя восприят мя** (заступила меня) Те, говорит, которые хотят подать помощь кому либо, обыкновенно употребляют при подати помощи ему правую свою руку, как естественно более сильную и способную, нежели левая. Или должно понимать под десницею воплотившегося Бога-Слова, как восприявшего нашу природу и подавшего ей помощь. **И наказание Твое исправит мя в конец.**(Вразумление Твое исправило меня совершенно) Под наказанием должно разуметь детоводствующий Закон Моисеев, посредством которого усовершился человек во всякой добродетели; или наказанием Божиим называет постигающие по допущению Божию искушения для наставления и вразумления: и тем И другим образом Ты, говорит, Господи, доставил мне пользу—первым потому, что Ты заступил меня и помог мне; вторым, что попустил мне подвергнуться искушениям. **И наказание Твое то мя научит** Еще, говорит, Ты научишь и наставишь меня, Господи, как раба и сына своего; ибо в малой скорби, говорит Исаия, состоит наказание, т. е. наставление Твое нам ([[old:is:26:16|Ис. 26,16]]): потому что когда мы счастливы, то падаем в нерадение и небрежность; а когда несчастные и скорбим, тогда пробуждаемся и бываем благоразумнее. Феодорит: Ты наказал меня согрешившего и исправил падшего, научив, сколь велико зло грех, и удостоил спасения. Заметь, что согрешающее и вразумляемые неким наказанием должны говорить сие: наказание твое меня научило. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **и дал ми еси защищение спасения, и десница твоя восприят мя: и наказание твое исправит мя в конец, и наказание твое то мя научит.** Понеже многия крепости завоевал Давид, которыя, по причине трудных и неудобных приступов, почиталися непобедимыми, то и по сей части милость Божию прославляет. Ибо сказуя, что даны были ему нозе яко елени, показывает необыкновенную и такую скорость, которая естественно не свойственна людям. Итак, сущность слов в том состоит, что он чрезестественным образом от Бога вспомоществуем был и, на подобие еленей, скоротечно на неприступныя горы восходил. Кто глаголет, //научаяй руце мои на брань//, тем самым признается, что он искусство в сражениях не своим собственным тщанием, ниже упражнением и опытностию стяжал, но по особенному дару Божию получил. К сему еще присовокупляет, что Бог даровал ему// мышцы яко медяны//: чем означает, что он снабжен был храбростию в сражениях не обыкновенною и общею людям, но чрезестественною, и такою, какою един только Бог может одарить человека. Хотя бы Давид и сам по себе был силен, однако возрастом был не велик, как описывает его священная история: да и самое подобие означает нечто высшее человеческия силы. В следующем стихе проповедует, что он единою Божиею милостию был охраняем и спасаем. Ибо под именем //защищения и спасения// означает, что ежели бы Бог чудным образом не сохранял его, то он пал бы под многими смертоносными ударами. Таким образом, защищение Божие прикровенно противополагает всем оружиям и военным снарядам. В самом деле, мало бы воспользовала ему скорость ног, и крепость мышц, и искусство воинское противу сильнаго царя Саула и всего воинства его, ежели бы не помогло защищение спасения Божия, сиречь покровительство Божие спасающее, и десница Божия, восприемлющая и подкрепляющая. Следующия слова:// и наказание твое исправит мя в конец, и наказание твое то мя научит// – к той же милости Божией относит, которая во всех трудных и неудобопонятных обстоятельствах наставляла и вразумляла его, дабы не погрешал и не ошибался. Ибо под именем наказания разумеет здесь учение, от закона приобретаемое: учение же не приобретается, как разве милостию Божиею. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 36–37 **И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит, уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои** Повторенное здесь слово **наказание** нужно понимать в разных значениях: в первом случае как научение от закона, а во втором – как наказание скорбями и бедствиями, с тою же спасительною целью исправления и научения, как выражено это у Исайи пророка: «//Господи, в скорби помянухом Тя, в скорби мале наказание Твое нам//» [[old:is:26:16|(Ис. 26:16)]]. Таким образом, продолжая исчислять различные действия оказанной ему помощи Божией против врагов, Давид говорит: Ты дал мне щит спасения, и десница (правая рука) Твоя поддерживала меня; научение Твое (от закона Твоего) исправляет меня совершенно, а то наказание (различными скорбями и бедствиями), какому я подвергался по Твоему попущению, послужит мне научением и в будущем. Ты расширил шаги мои подо мною, и не ослабели ступни (**плесне**) мои. То есть: я ходил скоро, легко и свободно, и не уставали, не чувствовали слабости, изнеможения ноги мои. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]