[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:38 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются** **Пожену враги моя.** Как приуготованный к ществию божественной благодатью, твердо уверен в победе. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются** На отгоняющих же нас от Него (Духа Святаго) врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возметется, как сказал пророк Давид: **Пожену враги моя и постигну я, и не возвращусь, дондеже скончаются, оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима**. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 38-40 **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати: падут под ногама . И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя** Так, укрепившись под Твоим промышлением, надеюсь преодолеть всех неприязненных мне, и не отступать, пока не соделаю их снова покорными себе. Ибо сие выразил, сказав: **«падут под ногама моима». «И препоясал мя еси силою на брань: спял еси вся востающия на мя под мя».** Мне даровал мужество и силу, а стремлению врагов положил преграды: это было и с Голиафом, и с Саулом. Ибо одного, когда вместо того, чтобы действовать, тратил время на несмысленныя слова, поразил Давид из пращи, а от другаго, когда был связан сном, без труда спасся бегством, а также избежал и от злоумышления Гефеев. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются** **Пожену враги моя и постигну я** Поелику из прошедшего Давид удостоверился во вспомоществовании ему святого Бога; то посему теперь он надеется и на будущее, почему и говорит: если опять восстанет на меня кто либо и сделается моим врагом, то без сомнения я буду преследовать его и поймаю его ; и он не в состоянии будет противиться мне, и не ускользнет из рук моих. Никита в Катенах говорит: итак (Бог) предрек чрез Давида, что Еммануил будет окружен врагами, ибо сказал: пожену врагов моих и прочее. **И не возвращуся дондеже скончаются** Когда, говорит, я возьму врагов моих в руки свои, то не отступлю назад и не оставлю их живыми. Нет, я истреблю всех. Ибо, как побежденные, они вовсе не станут противиться мне. ===== Стефан Фиваидский ===== **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются** Давид же олицетворяет всех любящих Бога. И ты приими лик Давида, гонимого Саулом и глаголющего: «Пес мертвый я и блоха»; это говорит он по своему смиренномудрию. Поэтому прими [лик] Давида, преследуемого врагами, глаголющего и восклицающего: **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются**. Ведь Давид телесным образом сражался с врагами своими, доверившись Богу; и Бог сражался за него, поскольку Давид [все] произволение свое обратил к Нему. Поэтому и ты, чадо, будь твердым в сердце [своем], восклицая: **Пожену враги моя, и постигну я**; [враги же твои] суть лукавые помыслы, ведущие брань с тобой. А Бог укрепляет [сердце] человека, [и Он укрепит тебя,] для того чтобы мог ты выдержать сражение с воюющими против тебя. //**Аскетическое слово.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются** Если в молитве противоборствуешь какой–либо страсти или бесу, докучающим тебе, вспомни слова псалмопевца: **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима** и так далее. Их говори вовремя, облачаясь в броню смиренномудрия против противников своих. //**Главы о молитве.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 38–39 **Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, Дóндеже скончаются: оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима** Погоню, говорит, врагов моих, и настигну их, и не возвращусь, пока не будет их (с еврейского: «пока не истреблю их»). Поражу их так, что не смогут и встать, падут под ноги мои. Во всех этих изречениях заключается как бы противоречие с тем главным, отличительным свойством характера Давида, какое приписывает ему библейская история. Давиду свойственна кротость, каковою, вместе с царским достоинством и пророческим вдохновением, он прообразовал Господа Иисуса Христа, Который кротко обращался с врагами и прощал им. А потому с кротостью Давида совершенно несовместимо то жестокое обращение с врагами, какое выражено в приведенных изречениях сего псалма. Но не должно забывать, что Давид был царь, правитель вверенного ему народа, а потому исполняя обязанности царского звания, должен был действовать не по личным своим склонностям и расположениям, а сообразуясь с положением и интересами своего царства. Притом же, действуя под покровительством Божиим, как царь, избранный и помазанный Самим Богом, он имел дело с такими врагами, которые, нападая на Давида, противились Самому Богу, а потому и преследуемы и поражаемы были как враги Божии. И Христос, по Своей кротости и человеколюбию прощая кающихся грешников, угрожал страшными казнями врагам ожесточенным и грешникам нераскаянным. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]