[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:47 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего** **Жив Господь, и благословен Бог мой.** Весьма кстати возгласил: **жив Господь**, потому что упомянул о пререкании людей, в котором вопияли, говоря: //возми, возми, распни Его// ([[new:in:19:15|Ин. 19,15]]). **И да вознесется Бог спасения моего.** Хотя и //смирил Себе, зрак раба приим,// но Он превознесен. Это подобно сказанному: //Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имени// ([[new:fil:02:07|Фил. 2,7]]; [[new:fil:02:09|9]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего** Упомянув о пререкании Иудеев, дает разуметь страдание и по страдании воскресение. И поелику Иудеи имеют обычай распятаго называть мертвым; то сам взывает: **«жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего».** Не только жив, но возшел паки на небеса, и подает спасение желающим. ===== Евфимий Зигабен ===== **Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего** **Жив Господь** Давид это пророчествует о воскресении Господа, по Фодориту, тем иудеям, которые думали, что Он остался мертвым навсегда. Он вопиет к ним, что Христос живет, ибо воскрес в третий день. **И благословен Бог** Бог, говорит, достоин быть благословляем и прославляем. **И да вознесется Бог спасения моего** Сими словами Давид умоляет Господа вознестись на небеса, чтобы взойдя туда, ниспослал Утешителя на Апостолов, имевших пойти на проповедь Евангельскую. В древности Сын был Богом создания, а теперь Богом воссоздания, или спасения. Слово: //моего//, прибавил Давид, потому что спасение чрез Христа он почитал общим—своим и нашим. Можно впрочем разуметь слова сии и иначе—в отношении к делу Давида. Живет, говорит, Господь, то есть, вечен,— ни начала ни конца не имеет; но всегда есть. Ибо Давид имеет обыкновение для пользы слушателей к прочим словам примешивать наставления. Он благословен за те чудеса, которые Он совершил. А слово: //да вознесется//, поставлено, вместо: да почитается от нас великим и высоким. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего,** В сем месте описывается такое обстоятельство, которое при завоеваниях обыкновенно случается. Ибо народы, покоренные победителем, хотя с покорностию и унижением покланяются ему, но с притворным и принужденным смирением сие творят: ибо рабски, а не добровольно повинуются. Они всегда готовы к измене и бунту. Почему сынами чужими нарицаются здесь иноплеменные побежденные народы, которые прежде были свободны, а ныне принуждены смириться пред Давидом, хотя и притворно. Сие самое прилично можем приложить и ко Христу, к Которому хотя многие поклонники приходят, но не с чистым сердцем; и потому прилично Дух Святый нарицает их сынами чуждими. Прилично таковыми нарицаются и Иудеи, которые будучи усыновлены Богом, сами себя соделали чуждыми, быв неблагодарны к благодетелю. Тако и чрез пророка Иеремию глаголет о них Бог: //како превратился еси в горесть виноград чуждий? Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен// ([[old:ier:02:21|Иер. 2:21]]). Следующие слова: //сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих//, по смыслу таинственному, относятся к Иудеям и означают крайнее ожесточение и упорство их, в котором они состарелись и, совратившись от стезей благочестия, погибли. А по смыслу буквальному, относятся к покоренным иноплеменным народам, из которых иные состарелись у Давида в рабстве, иные исчахли в темницах, иные померли в узах. В словах: охромоша от стезь, содержится метонимия знака. Ибо невольники, носящие узы, обыкновенно кажутся хромающими; за сим следует молитва, которою Пророк заключает псалом, хваля и прославляя Бога. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 47–49 **Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего, Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя** В этих и следующих за ними стихах содержится молитвенная песнь Давида, в которой, повторив в кратких словах сказанное в предыдущих стихах о помощи Божией, оказанной ему в борьбе против врагов, выражает хвалу и прославление Бога. Он как бы так говорит: да живет Господь Бог, надежда моя! И да будет благословен и препрославлен виновник спасения моего – Бог, Который даровал мне победы, отомстил за меня и покорил мне народы. Боже, Ты избавил меня от врагов моих буйных, над восстающими на меня Ты возвысил меня: от мужа неправедного Ты избавишь меня! Что касается таинственного смысла этих изречений, то словами: **жив Господь**, по мнению св. отцов (св. Афанасия [3, с. 86] и блж. Феодорита [6, с. 81]), Сам Спаситель обличает неверующих иудеев, которые имеют обычай распятого Иисуса называть мертвым. Не только жив, говорят, но восшел паки на небеса и подает спасение верующим. Под //отмщением// те же отцы разумеют наказание неверных иудеев, а //под людьми покоренными// – язычников, приведенных к вере в истинного Бога и покорившихся Христу. Под именем **врагов гневливых** разумеют народ иудейский, а под именем **мужа неправедна** – Иуду Искариота, а также Пилата, безвинно осудившего Иисуса Христа на смерть. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]