[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум** **День дни отрыгает глагол, и нощь...** День и ночь, говорит, чинно и стройно уготовляют течение друг другу, и самым делом проповедуют Создателя своего. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум** См. Толкование на [[old:ps:018:02#svt_ioann_zlatoust|Пс. 18:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум»**: потому что установленное преемство дня и ночи указует положенные Создателем пределы, которых не смеет преступить неодушевленная тварь. День и ночь, сообразно с потребностию людей возрастающие и убывающие, друг у друга заимствующие время, и опять друг другу уплачивающие долг, доказывают бодрствующий над ними Промысл. Выражения же: //«отрыгает глагол, возвещает разум, поведают славу»// не то дают разуметь, что видимыя твари одушевлены; напротив того видим некое олицетворение, вразумляющее всякаго, как видимым возводиться к невидимому Богу и Ему приносить песнопение. ===== Евфимий Зигабен ===== **День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум** **День дни отрыгает глагол** Если бы мир создан был, или совершал свои действия сам собою, то дни и ночи не могли бы сохранять свои пределы не смешанными. Но Бог столько промышляет о всем, что при великом благоустройстве творения первый день всегда представляется поучительным для второго, второй—для третьего и так далее, один для другого по самым пределам и порядку, которые даровал Бог каждому из них. Поелику один день как бы отрыгает, или изрекает слово другому, то есть повеление Божие о нем. **И ночь ночи возвещает разум** (познание) Что сказал выше о днях, то говорит здесь и о ночах. Ибо каждая ночь возвещает другой ночи познание, то есть наставление, о пределе и порядке, которые назначил Бог каждой, так что одна не делает ущерба и вреда другой, но в некотором порядке и разграничений иногда дни бывают больше ночей, а иногда ночи больше дней и опять иногда дни с ночами и ночи с днями бывают равны, сохраняя между собою справедливость и сообразность. Или словами: //день отрыгает глагол и ночь возвещает разум//, дает разуметь, что есть промысл Божий в творении, так как порядок есть учитель о промысле, т. е. учит, что есть промысл. Или можно разуметь слова сии еще иначе: день есть Отец, день также есть и Сын, по причине сияния одного Божества; день дню отрыгает слово, то есть, Отец говорил к Сыну, ибо сей сказал: «Я от Себя не говорил, но пославший Меня Отец, Он Мне заповедь дал, что сказать и что говорить» ([[new:in:12:49|Иоан. 12,49]]). Опять ночь есть Христос по человечеству в сравнении с Божеством: Он возвещает богопознание людям. Весьма прилично никоторые относили эти слова к тому времени, когда Сын сказал: Отче, прославь Твое имя, и когда пришел голос с неба: „прославил и еще прославлю." А ночь возвещает познание ночи, когда омраченный Иуда предал омраченным иудеям Господа, сказав: что мне дадите, и я вам предам Его? Весьма приятно и красиво и то, что присовокупляют и другие. День дню отрыгает слово—Гавриил говорящий Деве слова благовествования. И ночь ночи возвещает познание—змей советовавший о преслушании Еве. Еще: день дню отрыгает слово—Богородица, сказавшая Елисавете приветствие и поздравление и на оборот Елисавета Богородице. И ночь ночи возвещает познание—Христос, находившийся во чреве, как в мрачной ночи, дал познание о Себе Предтечи, носившемуся во чреве Елисаветы, как в темной ночи, почему Предтеча от радости взыграл. И Божеств. //Златоуст//: как две сестры, разделяющая между собою отеческое наследство при пособии весов нисколько не берут одна больше другой: так и ночь с днем о равной мере друг с другом и о соразмерном круговращении говорящие; и один из них, возбуждая нас на дело, а другая, успокаивая и возвращая зрению чрез укрепление его большую живость к принятию по прежнему лучей, уступают друг другу надлежащее количество часов. Почему и //Григорий Богослов// побужден был сказать о днях и ночах: так удивительны для нас приращение и убавление их и пусть скажу ничто и странное, cие равенство в самом неравенстве. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум.** Чудная поистинне проповедь, еюже небеса поведают славу Божию! ибо, во-первых, проповедают безпрестанно, во-вторых, проповедают словами всех языков, в-третьих, проповедают всей вселенней. В сем стихе показывается проповедь, бывающая безпрестанно, понеже небо проповедует во дни и в нощи: ибо днем зрится красота солнца, а нощию красота звезд. И понеже дни и нощи не всегда пребывают, но преходят, и взаимно друг друга преемствуют: для того Пророк стихотворческим искусством представляет, что день, по совершении течения и проповеди своея, преподает последующему дни слово проповедания: подобным образом и нощь, по совершении течения своего и аки по воспении песни, преподает последующей нощи должность пения. Таким образом безпрерывно и без всякой разстановки дни и нощи, аки лики творяще, хвалами Бога прославляют. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум** См. Толкование на [[old:ps:018:02#ep_irinej_orda|Пс. 18:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум** Эти светила и все пространство тверди изо дня в день, из ночи в ночь, постоянно и неумолчно говорят и проповедуют об этом величии Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум** По русскому переводу: «//День дню передает слово и ночь ночи открывает знание//». Буквальное понимание этих слов таково: по течению дней одних за другими, люди, ведя счисление дней, недель, месяцев и времен года, знают, какому именно дню, в какое время года – летом или зимой, и в каком месяце принадлежит то или другое дело, то или другое назначение, то или другое празднество в христианской Православной Церкви. Так, например, земледелец знает, что в последних числах месяца марта ему нужно приготовиться к выезду на полевые работы для посева яровых хлебов; а пчеловод в конце апреля наблюдает за состоянием дневной погоды, чтобы узнать и безошибочно определить, в какой день ему лучше высадить пчелиные ульи из зимнего помещения на летнее место. Так, православный христианин, провождая, по уставу Святой Церкви, дни Великого поста, знает, что по истечении 40 дней сего поста, именно – в пятницу на шестой седмице, св. Четыредесятница оканчивается; в следующий за тем день – субботу вспоминается Церковью великое чудо Господа Иисуса Христа – воскрешение Лазаря, а за следующим за этим днем праздника Входа Господня в Иерусалим наступают великие дни Страстной недели, установленной для воспоминания спасительных страданий и крестной смерти нашего Спасителя и проч. Также и относительно ночей, люди, по течению времени, заранее определяют, когда должны наступить светлые или темные ночи, с ущербом луны или с появлением на горизонте полнолуния, когда долгие и когда короткие ночи, когда теплые и когда холодные и проч. Но так как все дни и ночи целого года, в своей постоянной последовательности и правильной преемственности одних за другими, состоят как бы в зависимости от поставленных на тверди небесной великих светил: дневного – солнца и ночного – луны, то человек, как существо разумное, созерцая эту последовательность, преемственность и взаимную зависимость, не может не проникаться чувством благоговения, хвалы и благодарения к Премудрому Творцу и Промыслителю Богу, так устроившему и благоволившему дни и ночи, «//времена и лета положи во Своей власти//» [[new:act:01:07|(Деян. 1:7)]]. Изречения стиха 3 по взаимной связи их с изречениями стиха [[old:ps:018:02|2]] можно понимать и так: изо дня в день и в каждую ночь небеса и твердь небесная возвещают о премудрых делах рук Божиих и таким образом беспрестанно и неусыпно проповедают славу Божию. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]