[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их: в солнце положи селение свое** **В солнце положи селение Свое.** В солнце, говорит, **положи селение** или дом. Где же это, как не в упомянутом выше небе и на тверди? Сей дом наименовал и чертогом. Как день и ночь чинным согласием своим проповедуют Создателя, так солнце тем, что стройно совершает течение свое, возвещает силу Правящего им. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их: в солнце положи селение свое** См. Толкование на [[old:ps:018:02#svt_ioann_zlatoust|Пс. 18:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их: в солнце положи селение свое** См. Толкование на [[old:ps:018:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 18:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их: в солнце положи селение свое** **Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их** Да, ответствует: столь много слов у неодушевленных небес, дней и ночей, что вся земля наполнена вещаниями, и голосом их, тем способом, о котором мы сказали, т. е. что разумные люди, видя красоту и стройность небес и дней и ночей, побуждаются прославлять Творца их. Почему славословие и благодарные голоса словесных людей почитаются голосами бессловесных небес. Тоже самое выражает и тем, что следует далее, то есть: «и в концы вселенный глаголы их». Ибо дважды сказал одно и тоже для большего уяснения предметов; а концы вселенной означают длину и широту ее. Ибо пророки и особенно Давид обыкновенно выражают одну и туже мысль различными словами. Можно понимать это и иначе. Сказав, что упомянутые творения некоторым образом почти вещают, что есть промысл Божий, который владеет и управляет всем миром, Давид предвозвещает, что в каждом народе и племени находятся такие люди, которые понимают таковой голос неодушевленных, но словесных тварей. Посему и говорит, что нет речей, ни слов в каждом языке и наречии какого бы то ни было народа, посредством которых не были бы слышны, то есть понимаемы прежде сказанные голоса тварей. Сии слова получили конец, потому что в каждой части земли и у всех народов есть люди, понимающие их и говорящее, что есть промысл Божий. Однако в отношении к сей мысли слово: слышно— должно принимать вместо: будет слышно, по употреблении одного времени вместо другого—здесь настоящего вместо будущего, или Давид употребил и настоящее время по свойству пророчества, которое видит будущее как настоящее и прошедшее. Так изъясняют эти слова Нисский и Златоуст. Последний присовокупляет: Ибо нет речей, то есть, нет народа, нет голоса, где бы не был слышен голос неба, дня и ночи; сии голоса носятся по всей вселенной, ибо везде есть небо, дни и ночи; и нет народа, ни языка, который бы не разумел сего голоса. Ибо голоса неба, дней и ночей не таковы, как человеческие, чтобы для одних были слышны и различаемы, а для других нет, но равно ясны для живущих по всей земле... Мой голос понятен для говорящего тем же языком, а для иноязычного не понятен. Ибо различие языка не позволяет моей речи быть для него удобопонятною: но в отношении к небу, ночам и дням не так; голос их таков, что может быть слышен, ясен и понятен для всякого языка и всякого народа. Симмах яснее перевел это так: ночь возвещает познание ночи не речами и словами, которых не слышны голоса, но по всей земле распространился голос их. Или по переводу Акилы: это закон их, ибо они не произносят ни речей, ни слов, что Феодорит изъясняет так: показывая правила и свой чин, они призывают к божественному песнопению всю землю и море. **В солнце положи селение **(жилище)** свое** Мысль в сих словах такова: Бог назначил для Себя жилище в солнце и обитание на небе . Ибо и Моисей сказал о двух великих светилах— солнце и месяце: и поставил их на тверди небесной, чтоб светили для земли [[old:gen:01:17|(Быт. 1,17)]]. Иным показались эти слова противными словосочинению, но мы, поставив после «солнца и жилище» знак и принимая слово: его, не за местоимение, а за наречие места, легко исправим словосочинение так: Он положил или назначил жилище и обитание солнца в нем, то есть, там (где?) на тверди неба, так что предлог в оказывается излишним, как мы замечали многие подобные затруднения в словосочинении касательно и других слов Писания. Итак и солнце, говорит, не оставляя никогда назначенного ему от Бога жилища, то есть неба, и оно, говорит, есть проповедник славы и промысла Божия. Акила перевел: Солнцу Он положил жилище в них (в небесах). В Катенах Никиты находится изъяснение cие: Бог, собрав свет, который сотворил в первый день, положил его в круге солнечном, почему свет теперь имеет жилище свое в солнце, в нем обитая. Другие: Бог сотворил столь великим солнце в жилище Себе, то есть, чтобы быть носиму и держиму не чем либо другим, но самим собою. Божественный Кирилл: Как выше сказал, что вещание небес прошло всю вселенную, то далее говорит, что вещание cиe положило, иметь жилище, то есть, находится и в солнце; так как и солнце, наравне с небесами, проповедует славу Божию. А мне нравится и изъяснение тех учителей, которые говорят, что Бог, как свет и во свете обитает, то посему жилище и обитание Свое т. е. свет положил в солнце; так что взирающий на солнце должен представлять Его изображением и некиим священным знамением Бога, а по сему и прославлять Творца своего. Ибо, по Григорию Богослову, что для чувственных солнце, то для умных Бог: первое освещает видимый мир, а второй невидимый. В изд. Катен некто: может быть назван и Христос обитающий в сем чувственном солнце, как созерцаемый в нем по соответствии, как умственный в чувственном. Ибо, будучи солнцем правды, Он исходит из чертога недр. Он добровольно и как бы радуясь исполнить все домостроительство и как снизошел с краев неба; так и взойдя Он достиг туда, откуда вышел. Диодор о том же: слова: жилище свое положил в нем, значат то, что Он повелел, чтоб солнце двигалось само собою, что означает превосходную силу Творца. Почему бездоказательно говорят те, которые думают, что светила и звезды движутся Ангельскими силами, а не сами собою. Ибо если великое светило-солнце движется не Ангелами, но само собою, то тем более месяц и звезды. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их: в солнце положи селение свое:** Здесь показывается третие витийство небес, то есть, что небеса не токмо безпрестанно и на всех языках, но и по всей земли слышатся поведующая славу Божию. Под именем //вещания// не глас некий телесный разумеется, но оное проповедание славы Творца, которое раждается в людях от созерцания красоты небес. То же самое означают и оныя слова: //в концы вселенныя глаголы их//. Ибо Пророки весьма часто одну и ту же вещь для объяснения повторяют дважды, как сказано в начале. Святый апостол Павел в послании к [[new:rim:10:18|Рим. 10:18]], приводит сие место в доказательство проповеди Христовой, исшедшей во все языки, где под именем небес разумеет он Апостолов во иносказательном смысле. Да и зело праведно Святые Апостоли и другие святые проповедники сравниваются с небесами. Ибо, будучи на земле, возвысилися на небо умозрительством, расширилися любовию, были светлы мудростию, всегда ясны спокойствием духа, скороподвижны разумом и послушанием; были благотворительны подобно небесам, одождяюще землю учением, гремяще проповедию, блистающе чудесами, и иная многая благая земле подающе, и ничтоже от нея взыскующе; были чисты от всякия скверны по святости жития: словом рещи, были жилищем Всевышняго Царя по совершенной правде. В //солнце положи селение свое// (в Еврейском: солнцу положи селение в них): //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 5-6 **Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их: в солнце положи селение свое: и той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь** Самое величественное между произведениями Творца на небе – солнце; поэтому псалмопевец на нем особенно останавливается; от него ярче всего отражается творческая слава Божия, так как в нем как бы обитает Бог (**положи селение Свое**). Величественно оно (**и той**, т.е. солнце) в своем дневном течении и всеоживляющем господствовании, и представляет величественный образ всемогущего, вездесущего, всему подающего жизнь Бога. Справедливо сравнивает псалмопевец восходящее солнце с юным, крепким силами женихом, с исполином, который, в сознании своей силы, радуется, что может показать ее на ристалищном бегу; и солнце быстро и в короткий срок проходит громаднейшее пространство (от края небесе и пр.), и во время своего течения везде проникает землю своими согревающими, оживляющими лучами. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–7 **В солнце положи селение Свое. И той, яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется, яко исполин тещи путь. От края небесе исход его, и сретение его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты его** По русскому переводу изречения эти читаются так: "**В солнце** //поставил Бог жилище Свое; и оно как жених выходит из чертога своего, как исполин (т.е. великан, силач) с веселием идет путем своим. На краю неба восход его, и захождение его на (другом) краю неба; и нет никого, кто бы укрылся от теплоты его//». Господь Бог по существу Своему есть «//свет неприступный//» [[new:1tim:06:16|(1 Тим. 6:16)]] и есть «//огнь, поядающий//» [[new:evr:12:29|(Евр. 12:29)]] зло и нечестие, а потому жилище, или место селения Своего, назначил или, что то же, «положил» в солнце, которое и светит, и может попалить жгучими лучами своими. И если небо, по которому солнце совершает свое шествие, и все творения Божии возвещают славу Божию, то особенно и преимущественно пред прочими делами рук Божиих величие и красота Зиждителя всех Бога проповедаются величественным светилом небесным – солнцем. Чтобы яснее выразить преимущественное в этом отношении значение солнца пред прочими видимыми тварями, пророк указывает, во-первых, на величественную красоту его и уподобляет его жениху, который выходит из брачного чертога своего, **яко жених исходяй от чертога своего**, и тем показывает, что ничего нет прекраснее и светлее солнца между всеми небесными телами. Затем, желая выразить его величие и силу, сравнивает его с исполином или великаном, который без затруднения и с удовольствием, с радостью проходит обширный путь: **возрадуется яко исполин тещи путь**, т.е. солнце, как некий великан, весело, торжественно протекает обширное, почти неизмеримое пространство небес. С одного края неба начинается (восхождение солнца – восток) его величественное шествие и на другом (захождение его – запад) оканчивается. Наконец, показывает и благотворное значение его для всех тварей: животворною теплотою своей оно согревает все твари, так что ни одна из них не может **укрыться теплоты его**. Современники Давида думали, что солнце вращается вокруг земли, и что восток и запад составляют пределы неба, а потому Давид и говорит здесь применительно к всеобщему в его время воззрению или верованию, что на краю неба восход солнца и шествие его до краев неба. Под солнцем в духовном смысле священные толковники разумеют здесь Господа Иисуса Христа, в Котором Бог Отец вселил всю полноту Божества Своего, Который, как солнце, всех согревает Своею благодатию и освещает Своим Божественным учением. См. также Толкование на [[old:ps:018:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 18:4]] //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]