[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы** **Закон Господень непорочен, обращаяй души,** то есть, закон евангельский. Но как язычники, упомянутыми выше стихиями наставленные уже, что Создатель един, научаются наконец и евангельскому закону; так и души всех язычников обратятся к истине. **Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы**, – то свидетельство, которое дал о Себе Единородный: //Аз свет в мир npиидох// [[new:in:12:46|(Ин. 12,46)]]; и: //Аз от Отца изыдох, и иду ко Отцу// [[new:in:16:28|(Ин. 16,28)]]; и: //Аз есмь живот// [[new:in:14:06|(Ин. 14,6)]], умудряющий младенцев, утверждащий Апостолов. Или, младенцами называет соделавшихся младенцами о Христе, и людей неразумных и неискусных в мудрости. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-11 **Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе. Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота** Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: //«сия оправдания и суды»//, какия дал Господь Моисею [[old:vtor:04:45|(Втор.4:45)]], а в другом месте: сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его. Называется же //«законом»//, потому что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; а //«свидетельством»//, потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление; //«оправданиями»// же, потому что научает справедливому, и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и //«заповедию»//, потому что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; //«судьбами»// же, потому что указует Божественныя определения и научает, каких благ сподобится сохраняюший закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что //«Закон»// Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческия души, и соделывает их неукоризненными, а //«свидетельство»//, устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце //«оправдания»//, указывая причину нашего оправдания; а //«заповедь»// просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и //«страх»// Божий, внушая хранение Божиих законов, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо //«страх»// Божий наименовал чистым, то есть, неподлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостию; //«судьбы»// же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законныя почести и наказания. Посему сказал, что они дороже золота и драгоценных камней и сладостнее меда, но не для всякаго человека, а для того, кто истинно человек, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотам несмысленным [[old:ps:048:21|(Пс. 48:21)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы** **Закон Господень непорочен, обращаяй души** Может, говорит, научить человека Богопознанию и неписанный закон, который называется и естественным и творческим, который, по словам божественного //Кирилла// и //Феодорита//, говорит чрез величие, красоту и стройность видимых тварей, а равно и чрез совесть нашу, проповедуя одного Творца. Но теперь сверх закона неписанного Бог дал нам в помощь и писанный закон, как сказал Исаия: Закон дал нам в помощь [[old:is:08:20|(Ис. 8,20)]], из которого можно познать промысл и премудрость Божию. Заметим, что Давид различными именами называет закон Божий. Он называется //законом//, потому что направляет и приводит к стройности жизнь людей, по //Феодориту//; //свидетельством//, потому что научает справедливости; //заповедью//, потому что заповедует или повелительно постановляет то, что человек должен делать; //страхом//, потому что закон строг и не говорит в угодность; //судами//, потому что закон произносит суды и решения непреложные, как это пространнее изложено прежде при изъяснении [[old:ps:017:23|23]]-го стиха 17-го псалма. Называем закон Божий непорочным и вовсе непредосудительным, ибо в чем может кто либо осуждать закон Божий, когда он обращает людей от греха к добродетели, от противоестественного к естественному, от диавола к Богу, и когда в кратких словах научает великим и небесным предметам? Cии имена можно отнести и к духовному закону в Евангельской благодати по божественному //Кириллу//. Ибо три закона: естественный, писанный и духовный. Святый //Кирилл//: Законом Господним называет Евангельскую проповедь... Неоспоримо, что наставления Христовы непорочны и обращают души от худа к добродетели, от еллинского забдуждения к благочестию, от неведения и тьмы к свету разумения; названо Евангелие законом, потому что узаконяет (уделяет) то, что наиболее соответственно делам каждого, добрым похвалы, а злотворителям – наказания. **свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы** В свидетельстве, говорит, или законе Божием, заключается достоверность, потому что его дает Бог, Который верен во всех словах своих. Младенцами называет Давид или молодых по телесному возрасту, каков был Даниил, также цари Соломон и Иосия, или ненаученных человеческой мудрости, или незлобивых и незлонамеренных. Ибо всех сих закон Божий умудряет. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы.** Отсюду начинается вторая часть псалма, в которой Пророк руководствует людей к познанию Творца небесе чрез святый закон Его. И полагает сряду шесть похвал Божественному закону, аки бы рекл: красно есть небо, еще краснее солнце, но закон Господень несравненно прекраснее. Светло есть небо, еще светлее солнце, но закон Господень несравненно пресветлее: полезно для людей небо, еще полезнее солнце, но закон Господень несравненно полезнее. //Закон Господень непорочен, обращаяй души//, то есть: закон Господень прекрасен потому, что не имеет никакого порока или скверны, когда ни единаго греха не терпит, как терпят законы человеческие. И потому, когда закон Господень будет прилежно разсматриваем и разсуждаем, //обращает души//, то есть, заставляет любить себя: и следовательно привлекает людей к Богу, Творцу толь прекраснаго закона. Вторая похвала содержится в оных словах: //свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы//, где чрез свидетельство разумеется тот же самый закон, который в Священном Писании, а наипаче во псалмах, не токмо нарицается законом, и повелением, и заповедию, и установлением и прочими сим подобными именами, и у других писателей закон означающими, но и свидетельством, и правдою, и оправданием, и судом, как явствует наипаче из псалма 118. Ибо свидетельствует людям, что есть воля Божия, и чего от нас требует Господь, какия наказания преступникам, и какия награды сохраняющим закон уготовал. Глаголет убо: //свидетельство Господне верно//, то есть, закон Господень непреложно возвещает как добрым людям награды, так злым наказания. Он умудряет младенцы, то есть, людям малосмыслящим подает свет благоразумия, дабы знали добрыя дела творить и избегать грехов. Ибо младенцами в сем месте нарицает Пророк людей, не имеющих духовнаго разума, каковы суть все рачители века сего; а под именем умудрения разумеет мудрость духовную, которая исправляет нравы, научает жить сообразно предписанию Божественнаго закона. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 8-10 **Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе** Вслед за тем псалмопевец без всякого внешнего посредства переходит к прославлению закона, положительного откровения Божия. Вследствие этого внезапного перехода, многие толковники ст. 8–16 считали особым псалмом, только впоследствии присоединенным к предыдущему, но, конечно, несправедливо, так как в душе псалмопевца был достаточно связный переход. Солнце, его чистый, животворный свет, служит псалмопевцу как отображением Бога, так и символом духовного солнца Израиля – закона. Великим и славным – таков ход мыслей – является Бог на тверди, особенно в солнце; но еще величественнее и славнее – в законе, какой Он дал Своему народу; велик Бог в Своем естественном откровении, но еще больше в Своем благодатном откровении. Чист (**непорочен**), как солнечный свет, незапятнанный никаким несовершенством, Божественный закон, поэтому он справедлив (**прав**), без всякой фальши, как Сам Бог; он верен, надежен, не имеет в себе ничего непостоянного, как произведения человеческой мысли, но составляет надежную норму деятельности; он не ложен в своих обетованиях; он постоянен (**пребываяй в век века**), содержит только истину (**истинны**) и есть выражение Божественной правды и святости. Как откровение Божественного Духа, закон есть свет для омраченного человеческого духа (**светла, просвещающая очи**), он служит посредником для детски верующих (**младенцы**; [[new:mf:11:25|Мф. 11:25)]] к получению истинной мудрости (противополож. [[new:rim:01:21|Рим. 1:21)]], мира и радости в Боге. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетелство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе** //Как благодетельно солнце для земли, так благодетелен нравственный закон Бога для человека, очищающий и оживляющий его духовную природу, почему он выше всяких земных сокровищ// //"Закон Господа"//, //"откровение"//, //"повеления Господа"//, //"страх Господень"//, //"суды Господни"// – выражения синонимические, обозначающие откровение Божие, даваемое человеку для его блага. В этом откровении человек почерпает "укрепление" души, так как Божественный закон всегда отвечает ее лучшим, идеальным влечениям и авторитетом своего высшего происхождения освящает и подкрепляет человека в следовании им. Как откровение, ниспосылаемое человеку в разных случаях жизни, в которых человеку трудно разобраться самому, оно "умудряет" человека, давая ему истинное знание и понимание предметов и явлений; откровение "веселит сердце", так как говорит о том, что Господь все видит и над всем промышляет, ничто доброе не остается без Его попечения и покровительства. – //"Просвещает очи"// – синонимично выражено "умудряет". Откровение, как данное и происходящее от Бога, не имеет в себе ничего греховного, а потому оно не подлежит изменению или очищению: оно вечно и неизменно. В откровении заключается //"истина"//; поэтому оно праведно. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы** Изречениями сего стиха начинается вторая часть псалма, которая, по-видимому, не имеет никакой связи с предыдущею речью пророка; но за отсутствием внешней связи между обеими частями псалма находится логическая внутренняя связь. Восхвалив величие небес и красоту и превосходство солнца, которые всему миру проповедают Творца и Промыслителя всех Бога, пророк переходит затем к прославлению высоких свойств закона Божия, при руководстве которого человек еще более может возвыситься в понимании и познании совершеннейшего Существа Божия. Он как бы так говорит: как в небесах и в солнце Господь проявляет Свою славу, так особенно в законе Своем, который есть также солнце для людей, потому что духовно просвещает всех. Под именем закона Господня пророк разумеет Закон, данный чрез Моисея, и называет его далее свидетельством, оправданиями и другими именами. **Закон Господень непорочен**, с еврейского – «совершен», **обращаяй души**, т.е. исправляет и укрепляет души. Это значит: Закон Господа Бога безукоризнен и совершен, потому что он не терпит никакого порока или греха, как терпят законы человеческие, и если он будет прилежно рассматриваем и изучаем, то с неотразимою силой возбуждает к себе сочувствие людей, располагает любить себя и таким образом **обращает души**, то есть привлекает людей к Богу, Виновнику столь прекрасного и совершеннейшего Закона, и чрез то исправляет их духовную жизнь и укрепляет в делании добра. **Свидетельство Господне верно**: свидетельством называет тот же Закон в том смысле, что он свидетельствует пред всеми людьми, что есть воля Божия, и чего от нас требует Господь, какими наказаниями угрожает нарушителям Закона и какие награды уготовил сохраняющим и исполняющим Закон; **умудряющее младенцы** – младенцами вообще называются в Священном Писании люди простые, неученые, необразованные [[new:lk:10:21|(Лк.10:21)]]. Таким образом, смысл последнего изречения будет такой: **свидетельство** Закона Господня непреложно, истинно; **оно умудряет** простых, неученых людей, подает свет благоразумия людям малосмыслящим, так что и они могут знать волю Божию и творить добрые дела и избегать грехов. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]