[<10>] ====== Толкования на Пс. 19:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду** //Содержание:// Псалом произносится как бы от лица друзей Давидовых, изъявляющих благожелания Давиду, который приносит жертву, но прилагается и к лицу Апостолов, как бы изреченный в день распятия. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, псалом Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду** Некогда Сеннахирим, вторгнувшись с войском в Иудею, под предводительством Рапсака отправил многочисленное воинство обложить Иерусалим, и прислал к Езекии письмо, исполненное всякой хулы и злочестия. Блаженный Езекия, муж украшенный всяким благочестием, получив сие письмо, и взяв себе в защитника Пророка Исаию, пришел в божественный храм, и раскрыв письмо, представил оное Богу, объявляя злочестие врагов, и умоляя Бога за присланную хулу показать Ассириянам собственную силу Свою. Сие-то предрекает за много родов блаженный Давид, просвещаемый Всесвятым Духом, и изрекает настоящий псалом, представляя, как народ молится вместе с царем, и умоляет, чтобы прошение его было принято Богом. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, псалом Давиду** И в этом псалме надпись: «к концу». Поелику он пророчествует о будущих предметах, получивших конец во время царя Езекии. Так как царь Ассирийский Сеннахерим объявил чрез военачальника своего Рапсака те хульные слова, которые содержит 4-я книга Царств: то потому, оскорбившись сим, Езекия поспешил принести все оные хульные слова пред Бога во святом храме прося Его о защите. Друзья Езекии, вместе с которыми находился пророк Исаия, видя царя в печали и сокрушении сердца, возгласили почти в той же силе и те же мысли, какие содержатся в словах настоящего псалма, прося Бога о принятии прощения царева. При сем заметь, читатель, что Божественная благодать показала Давиду не только события, имевшие случиться спустя многие лета после, но и самые слова, имевшие быть произнесенными тогда от друзей Езекии. По //Афанасию//: этот псалом сказывается от лица друзей Давидовых, изъявляющих Давиду во время жертвоприношения свои желания. Он относится также и к лицу Апостолов, молившихся с Христом во время крестного страдания Его. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом Давиду.** **НАДПИСАНИЕ** В Еврейском: //начальнейшему певцу песнь Давидова.// **СОДЕРЖАНИЕ** //Общая молитва церкви за царя Израильскаго, идущаго на ополчение, и благодарение о одержанной над неприятелями победе. Некоторые мнят, что Давид песнь сию воспел о другом лице царском, а не о себе. Другие напротив утверждают, что воспел оную о себе самом, не в своем лице, но от стороны своих подданных, когда выходил на сражение против своих неприятелей. И то и другое мнение принять можно.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом Давиду** Эти псалмы представляют две части произведения, посвященного одному и тому же предмету. В [[old:ps:019:start|XIX]] Пс излагается молитва к Богу от лица народа о даровании Давиду победы над врагами, владевшими большими боевыми силами ([[old:ps:019:08|8]] ст.). Кивот Завета тогда находился на Сионе ([[old:ps:019:03|3]] ст.). В [[old:ps:020:start|XX]] Пс приводится благодарственная песнь Богу за дарованную победу, настолько блестящую, что Давид, уничтоживши врагов в большой массе ([[old:ps:020:10|10]] и [[old:ps:020:13|13]] ст.), надел на себя корону с головы противника - царя, корону, украшенную дорогими камнями ([[old:ps:020:04|4]] ст.). Такое событие было во время борьбы Давида с сиро-аммонитянами, когда он, после победы над врагами, по взятии Раввы Аммонитской, взял венец царя Аммонитского и надел на свою голову, а народ, бывший в городе, истребил [[old:2ts:12:30|(2 Цар XII:30-31)]]. В обоих псалмах говорится о Давиде в третьем лице. Мы сказали, что псалмы представляют молитву за Давида народа. Можно считать эти псалмы даже и молитвой Давида о себе самом. Говорить о себе в третьем лице не представляет особенности и исключительности такой формы; подобное мы встречаем, напр., и в [[old:ps:017:51|Пс XVII:51]] ст., в [[old:ps:071:start|Пс LXXI]] и др. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду** Надписание сего псалма то же, что и предыдущих псалмов: **В конец, псалом Давиду**. Оно считается за первый стих псалма и имеет то же значение, что и в вышеобъясненных псалмах. Все содержание сего краткого псалма представляет молитву Церкви за царя, идущего на брань против врагов, и, кроме того, во второй половине его выражаются благодарные чувства о победе царя, уже одержанной над врагами. Но кто был этот царь, – мнение толковников об этом вопросе не одинаково. Одни, как блж. Феодорит [6, с. 88–89], думают, что Давид пророческим духом предвидел нашествие ассирийского царя Сеннахирима на Иудею и молитву иудейского царя Езекии по сему случаю [[old:2par:32:01|(2 Пар.32:1–22)]]. Другие же думают, что псалом сей написан по случаю нашествия аммонитян и сириян, напавших на Давида [[old:2ts:10:19|(2 Цар. 10–19)]] со множеством колесниц и всадников, о чем упоминается и в самом псалме [[old:ps:019:08|(ст. 8)]], а потому под образом царя Давид изобразил самого себя. А выражение **в конец** в надписании псалма опять-таки возводит мысль верующих к грядущим временам Царства Божия, или Церкви Христовой, а потому св. Афанасий прилагает весь псалом к Мессии и видит в нем пророчество о спасении людей Спасителем мира [3, с. 89.90]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]