[<10>] ====== Толкования на Пс. 20:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь** **Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего,** то есть покажешь, что часть их во огне. Ибо огнь уготовали они себе в день второго Твоего пришествия, когда воздашь каждому по делам его. **Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь.** Гневом называет наказание, какое будет им за то, что поругались над Ним. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 10-11 **Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих** Не трудно Тебе, говорит Пророк, разжечь их на подобие печи, и как удобовоспламеняемое вещество истребить огнем, не их только, но и потомков их (ибо потомков наименовал и //«семенем»// и //«плодом»//), чтобы изгладилась всякая память о них. Сказал же: //«во время лица»// вместо: во время гнева Твоего, когда заблагоразсудишь совершить это, и признаешь время благопотребным к наказанию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь** **Яко положиши их яко пещь огненную, во время лица Твоего** Всех, говорит, врагов твоих Ты, Господи, сожжешь огнем гнева Твоего: печью называет хлебную печь. Словами «во время лица Твоего» он выразил: во время Твоего судебного посещения.—Когда будешь смотреть на них не радостотворным взором, но строгим и суровым лицем: ибо «лице Господа, как говорит в другом месте Давид, на творящих злое, чтоб истребить с земли память их» ([[old:ps:033:16|Пс. 33,16]]). Истреблены богоубийцы Евреи огнем, войною и голодом в то время, когда посетил их Господь казнью чрез римлян за ругательства над тайною Христа (слова некоторого у //Никиты//). И божеств. //Кирилл// говорит: относившие этот псалом Христу заключали о наказании иудеев из слов: да обрящет рука Твоя всех врагов Твоих. Ибо, за ухищрение их против Тебя, это, говорит, постигнет их во время явления лица Твоего. Посему они и поставлены тылом к верующим из язычников. Быв прежде сынами и народом Божиим, они после уступили сыновство другим—в последние времена призванным язычникам, которые и сделались первыми, по сказанному, «будут первые последними и последние первыми». А в рассуждении остальных говорит, что когда полнота язычников войдет, тогда весь Израиль спасется (в Катен.). **Господь гневом своим смятет я, и снесет их огнь** См. также Толкование на [[old:ps:020:11#evfimij_zigaben|Пс. 20:11]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко положиши их яко пещь огненную во время лица твоего: Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь.** Некоторые мнят, что Давид применяется здесь к тому наказания роду, которому подверг он Аммонитов, как объявляет Священная история. Нам же мнится, что здесь в преносном смысле означается та ужасная погибель, которая ожидает в будущей жизни всех противников Христовых. Ибо когда исполнится мера нечестия их, сия им мзда за то хранится у Бога: пещь огненная, в которую они гневом Божиим низверженные, вечно гореть будут. В первом члене сам царь вводится мстителен, потом мщение относится к лицу Бога, наконец совершение мщения препоручается огню. Сии три обстоятельства весьма изрядно между собою соединяются. Ибо мы ведаем, что власть судить врагов Христу препоручена; к сему нужда требовала присовокупить, что суд не есть дело человека, но Бога: не меньше полезно было показать и ужасный образ мщения, дабы возбудить от сна и прогнать нечувствительность тех, которые угрожения Божия без всякой опасности презирают. Сие же все ко утешению благочестивых относится, ибо мы ведаем, коль ужасна лютость нечестивых: и потому вера наша изнемогла бы, ежели бы она к Божию суду не простирала очи. Время гнева Божия напоминает, дабы мы терпеливно крест несли, донележе угодно Богу испытывать и смирять нас, донележе приидет великий оный день Господень, день отмщения, который купно будет и летом воздаяния, якоже пророк Исаия глаголет ([[old:is:34:08|Ис. 34:8]]). Впрочем не неприятно слышать и то, что в последнем члене возвещается врагам Христовым погибель, каковою древле Бог Содом и Гоморр истребил. Понеже бо казнь оная была достопамятным доказательством Божия суда на всех нечестивых, паче же была она видимым изображением вечныя геенны, уготованныя отверженным; для того подобие сие часто в Писании встречается. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь** См. Толкование на [[old:ps:020:09#ep_irinej_orda|Пс. 20:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **Яко положиши их яко пещь огненную во время лица твоего: Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь** См. Толкование на [[old:ps:020:08#lopuxin_ap|Пс. 20:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь** Выражение **во время лица Твоего** означает обращение строгого и гневного лица Божия на нечестивых, противляющихся воле Божией [[old:ps:033:17|(Пс. 33:17)]]. Напоминая благочестивым о времени насыщения гнева Божия, пророк говорит, что всех нечестивых, всех нераскаянных грешников, по своему ожесточению соделавшихся врагами Божиими, постигнет та же участь, какой подверглись нечестивые жители Содома и Гоморры [[old:gen:19:28|(Быт. 19:28)]]. Ты, Господи, говорит пророк, поставишь их, как печь с огнем, когда явишься судить нечестивых врагов Своих; во гневе Своем Господь сотрет их с лица земли, и пожрет их огонь. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]