[<10>] ====== Толкования на Пс. 20:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя** **Вознесися Господи силою Твоею.** Это подобно сказанному: //да приидет царствие Твое// ([[new:mf:06:10|Мф. 6,10]]). Явно же молится, чтобы настало после сего второе пришествие. **Воспоем и поем силы Твоя.** Ибо тогда всякая праведная душа, введенная в горние обители, будет совершать духовные служения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вознесися Господи силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя** Не как униженный возносится Богь, и не что-либо такое, чего не имел, восприемлет, но Он открывает, что имеет. Посему справедливо сказал Пророк: **«вознесися Господи силою Твоею».** Ибо высота Твоя доказывается неизреченною силою, которую мы непрестанно будем воспевать и песнословить Тебя, поведая чудеса Твои. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя** **Вознесися, Господи, силою Твоею** При изъяснению седьмого псалма, мы показали, что значит: вознесися. Почему там и смотри так как сии слова имеют сходство с теми, которые читаются так: вознесись в концах врагов твоих . Говорит Феодорит: Бог возносится, не как униженный, и воспринимает не то, чего не имеет, но показывает то, что имеет. Итак прилично сказал: вознесись, Господи, силою твоею. Ибо высота Твоя открывается из неизреченной силы, которую мы непрестанно будем воспевать и прославлять, пересказывая Твои чудеса. **Воспоем и поем силы твоя** В конце двенадцатого псалма изъяснено, что значит: буду петь и воспою. Но некоторые, в числе коих и божеств. Кирилл, приспособляют сей псалом и к Давиду, говоря, что он воспел его о себе. Если и нам принять эту мысль (ибо ничто не препятствует принять); то изъясним оные слова и иначе. Итак слова: //Господи, силою твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем весьма возрадуется//— мы можем понимать так, что Давид сказал их к Господу Христу, который по словам Павла, есть сила Божия (...Христа Божию силу и Божию премудрость [[new:1kor:01:24|(1 Кор. 1,24)]], и который есть Спаситель, по словам Евангелиста: Он спасет народ свой [[new:mf:01:21|(Мф. 1,21)]]; или точнее: сказал к Отцу: Господи, силою твоею, а к Сыну: и о спасении твоем, или: возвеселится царь о произведенном Тобою спасении Его. Так могут быть изъясняемы и прочие слова, одни в отношении к Отцу, а другие в отношении к Сыну. Давид по истине возрадовался и возвеселился, поелику и по смерти увидел таинство воплощения Божия. Ибо если и в этом грубом и мрачном теле очами душевными он предвидел будущее, то тем чище увидел это по смерти, когда скинул с себя тело. Далее, под //желанием сердца// мы можем разуметь то стремление Давида, которое он имел к тому, чтоб увидать воплощение Спасителя, которого предвидел только образ. Под //желанием уст// Давида мы должны понимать желание всегда петь Богу. И по истине он всегда поет устами христиан, которые ежедневно поют и читают священные псалмы. Он просил жизни и получил ее, ибо, неоднократно ожидая от врагов своих смерти, он избавлялся от них одною молитвою. И великая слава Давида была спасением Твоим, то есть спасением ниспосланным от Тебя. И подлинно он прославился, потому что от корня и семени его произрасло наше спасение, или Владыка Христос, великий и славный. //«Ты возвеселишь его радостию пред лицем Твоим»// —Ты возвеселишь его чрез Сына Твоего; ибо Сын—лице Отца, как Он и Сам сказал: кто видел Меня, тот видел Отца [[new:in:14:09|(Ин. 14,9)]]. Под врагами Божиими можешь представлять христоненавистников—иудеев, которых проклинает и предизображает, каким они подвергнутся бедствиям, и которых семя и весь род совершенно погублены римлянами, тех, которые распяли Господа. Ибо только те, которые до того времени были по другим странам мира рассеяны, ускользнули от оного истребления. //Ты поставишь их, как печь горящую во время лица Твоего,// т. е. Сына твоего, как сказано прежде. Ибо когда явился Христос во плоти и когда сказал: посему отнимается от вас царствие Божие [[new:mf:21:43|(Мф. 21,43)]], оные бедствия начали приходить на них. //На остатки их//, то есть на Евреев уверовавших в Тебя—Сына. //Ты уготовишь,// то есть, украшения,— прославишь род их. Для Евреев составляло славу то, что они сделались отцами Апостолов, хотя сами по себе они были достойны ненависти у всех. По временам этот псалом приличен и иному из царей наших православных, равно как и предыдущий, против варваров. Когда в последние времена будут призваны, тогда и лице им будет дано, то есть дерзновение. Ибо когда, по словам Павла, войдет полнота язычников, тогда Израиль спасется (у Никиты). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Вознесися, Господи, силою твоею: воспоем и поем силы твоя.** Пророк заключает псалом молитвою, в которой паки подтверждает, что царство, о котором здесь упоминается, с Божиею славою так соединено, что оттуду проявляется сила Его. Хотя же Бог и в возвышении Давида проявил древле силу Свою, но она совершеннее вознеслася в возвышении Христа, Который так поставлен над нами в Цари от небеснаго Отца, что купно явился и Бог во плоти. Впрочем, сия Божественная сила как для нечестивых должна быть ужасна, так для нас представляется исполненною утешения и возбуждающею к радости, к песнопению и к благодарению. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя** Народ взывает о постоянном и возобновляющемся откровении силы Божией, за что он будет тогда воспевать всемогущество Господне. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя** В этих заключительных словах псалма выражается пророчество о силе и славе Божией, открывшейся в вознесении Господа Иисуса Христа на небо. Испытав на себе лично многоразличные действия благости и милости Божией, явленные в особенности в различных видах силы и помощи Божественной в борьбе против врагов, царь Давид песненно и всенародно исповедует эту силу Божию и говорит о ней как имеющей проявиться напоследок времен, в пришествие Мессии Христа, Который прославится особенно воскресением и вознесением Своим на небо. **Вознесися, Господи, силою Твоею**, тогда, говорит, мы будем воспевать и прославлять **силы Твоя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]