[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ты же во святем живеши, хвало Израилева** То есть Ты – или Тот, Кого восхваляет Израиль, или Тот, Кто сам в Себе – хвала. //**Толкование на псалмы.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ты же во святем живеши, хвало Израилева** Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь в святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его Пророк, как восхваляемаго и песнословимаго собственными Своими служителями. Ибо вместо слова: «хвало» другие переводчики употребили слово: песнопение. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты же во святем живеши, хвало Израилева** Святым называет соединенного с Отцем, по существу, Бога-Слово, который опять был соединен лично с восприятым Им человечеством. И сам Он в Евангелии говорил: Я в Отце и Отец во Мне [[new:in:14:10|(Ин. 14, 10)]]. Хвала для Израиля есть Отец, потому что иудеи тогда хвалились, что они одни имели Богопознание, не смотря на то, что суждение их было неправое и неверное и что они не имели добродетели. Оказав, что Ты обитаешь в Сыне, сим Он показал, что и Сын желает спасения людей и не убегает смерти человечества, имея одну волю с волею Отца. В Катенах Никиты замечено, что слова сии должно читать вопросительно так: Боже мой! Я воззову днем, и Ты неужели не услышишь? и ночью, и не в безумие ли Мне? то есть не может ли кто поставить Мне в безумие, если Я буду думать, что буду взывать днем и ночью к Тебе и Ты не услышишь? Ибо кто может сомневаться в том, что Ты преклоняешься охотно к ищущему у Тебя помощи? разумея, что Ты живешь во святых? Если же Ты исполняешь прошение святых, обитая и почивая в них, то не тем более ли твоего Сына? //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ты же во святем живеши, хвало Израилева.** Здесь не о том говорит Давид, каков есть Бог на небеси, но каков являлся к Израильскому народу. Почему не столько жалуется на то, что Бог, Который всегда милосердно поступал с народом Своим, а ныне, как бы забыв существо Свое, лишает беднаго человека всякия помощи и утешения, – сколько вооружается терпением, приемля щит веры, дабы отразить огненныя стрелы лукаваго сатаны. Бога нарицает //Святым//, понеже всегда пребывает Сам Себе подобен; //а хвалою Израилевою// потому, что будучи благотворителен и щедр к избранному народу, заставляет непрестанно хвалить Себя. (Ибо ежели бы Бог не давал нам вкушать благости Своея, то надлежало бы нам умолкнуть). А как Давид был один из членов онаго народа, то не смотря на все препятствия, надеется паки принят быть в сообщество тела для прославления имени Божия. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ты же во святем живеши, хвало Израилева** //Я все-таки буду взывать к Тебе// См. Толкование на [[old:ps:021:03#lopuxin_ap|Пс. 21:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–6 **Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На Тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси я: к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася** И в этих, как и в следующих за ними стихах продолжается вдохновенная речь пророка, влагаемая в уста страждущего Богочеловека, Который, как бы желая сопоставить уничиженное в человеческой природе Его естество человеческое с величием и святостью Бога, Творца и Промыслителя всего сущего, говорит: кто я, и кто Ты, Господи Боже мой? Ты, Святейший святых, Ты, окруженный святостью, величием и всемогуществом, «живешь среди славословий Израиля» (пер. с евр.). Тебя по достоинству славословит весь народ израильский, но за то и сам этот народ удостоен от Тебя чести быть избранным Твоим народом, и Ты Сам составляешь славу этого народа [[new:lk:02:32|(Лк. 2:32)]]. Хотя Ты, по-видимому, и оставил меня, хотя грехи мои и удалили меня от Твоего спасения, и Ты как бы не слышишь молитвенного вопля моего; но я принадлежу к тому избранному Тобою народу, отцы которого уповали на Тебя, с верою надеялись получить милость Твою и получали: **на Тя уповаша, и избавил ecи я**. Вся история избранного народа Божия свидетельствует о неусыпном попечении Промысла Божия о том народе, в особенности о тех ближайших потомках патриарха Авраама, которых вера в Бога и надежда на Него была тверда и искренна, детски проста и нелицемерна, и к которым по преимуществу относятся эти изречения: **на Тя уповаша отцы наши, к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]