[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:12 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-14 **Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй** **«Да неотступиши от Мене. яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми».** Ибо оставил Его тогда и сонм учеников. Потом Пророк предсказывает виды скорбей. «**Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя». «Отверзоша на Мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй»**. Тельцами называет Пророк священников и книжников, которым вверено было начальство над народом, и которые поступали весьма нагло, а юнцами – подчиненных им. Именует же их тучными, как наслаждавшихся благами от Него подаваемыми. Ибо так предрек великий Моисей; //«и яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави»// Господа //«сотворшаго Его»// ([[old:vtor:32:15|Втор.32:15]]). И блаженный Осия уподобляет народ Божий буйной юнице: //«зане якоже юница стрекалом стречема разсвирепе»// Ефрем ([[old:os:04:16|Ос.4:16]]). Ефремом же наименовал народ. Так говорит: и //«Ефрем юница наученная, еже любити прение»// ([[old:os:10:11|Ос.10:11]]), то есть, любит ссоры и упорство; потому что прением (νεΗκος) называет не победу, но упорство, и показывая следуюшее за сим унижение, присовокупляет: **«Аз же наступлю на доброты выи ея»**, смирю горделивую выю ея, и наложу иго рабства. Посему и псалом предызображает востание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству тельцев и неистовству львов, окружали Владыку Христа. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми** И об этом говорят божественные Евангелисты Матфей и Марк, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и опять: тогда все ученики, оставя Его, разбежались [[new:mf:26:37|(Мф. 26,37]]; [[new:mf:26:56|56]]; [[new:mk:14:33|Мк. 14,33)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми.** Здесь другим образом призывает Божие милосердие, показывая, что находится в величайшем утеснении. Впрочем без сомнения имел в виду и то, что Священное Писание повсюду приписывает Богу, то есть, что Он бедным помогает, и тем скорее приходит на помощь, чем обстоятельства их теснее. Следовательно, самое состояние сие служило Давиду вместо лестницы, возносящей мысль его к теплому молению. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми** В виду этих прежних проявлений милости, Искупитель затем молится к Отцу, чтобы Он и теперь не оставил Его (**да не отступиши**) в Его крайнем бедствии; а чтобы показать, что нужда достигла высшей степени, и поэтому необходима скорая помощь, Он снова в ст. 12–19 поразительно изображает все тяжелое положение. Злобные враги не могут почти дождаться Его конца и рыщут вокруг Него; Он сам близок к смерти (//яко вода// и пр.); кости Его (вследствие многих истязаний, особенно пригвождения) вывихнуты, сердце его потеряло свою крепость, разрывается от скорби (//яко воск таяй//), не в состоянии ясно, заметно выразить каким-нибудь значительным действием свою надежду на Бога и т.д.; возвыситься над болезнями и этим сделать их не так чувствительными. Телесная сила его совершенно разрушилась, жизненная сила истощилась (черепок, //скудель//), страшная жажда (вследствие потери крови) мучит, смерть весьма близко (//в персть смерти// и пр.). Да и как могло быть иначе? Палачи, подобно голодным собакам, напали на Него, пригвоздили Его ко кресту и так растянули, что можно пересчитать Его кости. Вместо сострадания к распятому, наслаждаются его муками, и, уверенные уже в Его смерти, с шутками и насмешками, делят Его одежды. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-14 **Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй** Помощь Бога тем для Давида нужнее, чем ближе и грознее опасность. У Давида нет нигде защитника, враги же его так многочисленны и так обеспечены в своем благополучии, как многочисленны и сыты тельцы васанские, вместе с тем они также грозны по отношению к нему, как львы для обыкновенных животных. Васан имел богатые пастбища, а потому преобладающим занятием обитателей его было скотоводство, особенно много было рогатого скота. Силы Давида истощились, пропали, как бесследно поглощается вода, пролитая на сухую землю; "кости в нем", как более твердая часть человеческого организма, а потому - символ его крепости, рассыпались, т. е. настойчивые преследования со стороны Саула, вынуждавшие Давида к постоянному бегству, настолько истощили последнего, что он не находит в себе уже сил продолжать это бегство. "Сердце его" растаяло, как "воск", он потерял мужество при виде безвыходности своего положения, как фигура, сделанная из воска, обращается от действия огня в бесформенную массу; силы его пропали, как высыхает вода в скудельном сосуде, когда его обжигает горшечник; его "язык прилип к гортани", что является показателем истощения его сил. Положение его настолько безвыходно, что он считает себя уже на краю гроба ("в персти смертной"). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми** Пред наступлением тяжких страданий Христос Спаситель призывает на помощь Отца Небесного и говорит: не отступи, не удаляйся от Меня, ибо скорбь близка, приближаются минуты и часы тяжелых страданий, а помогающего нет. И об этом упоминают божественные евангелисты Матфей и Марк, говоря, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и что все ученики Его, тогда оставя Его, бежали [[new:mf:26:37|(Мф. 26:37]],[[new:mf:27:56| 56]]; [[new:mk:14:33|Мк. 14:33]], [[new:mk:14:50|50)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]