[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего** **Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости Моя.** //Костями// Своими называет святых строителей тайн. Ибо, если Церковь есть тело Его, то связующих ее справедливо можем представлять себе костями. Слышим же, у Евангелиста сказано, что, по взятии Его спирою воинов, ученики рассеялись и бежали от Него, подобно воде разлитой по равнине. И иначе: святые догматы Церкви суть кости премудрости, и их-то закон запрещал иудеям сокрушать во время Пасхи. Ибо сказано: //и кости не сокрушите от него// ([[old:ish:12:46|Исх. 12,46]]). **Бысть сердце Мое яко воск таяй,** — выражение, свойственное печали, так как написано: //начат скорбети и тужити// ([[new:mf:26:37|Мф. 26,37]]). Скорбел же о народе иудейском и о предателе, потому что нечестием своим пред Ним ввергли себя в погибель. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 15-16 **Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси** **«Яко вода излияхся», и разсыпашася «вся кости Моя».** Костями называет священных Апостолов; потому что и Церковь называет телом; а крепость тела – кости, ими поддерживается все мягкое и распадающееся в теле. Во время же страдания все Апостолы разсеялись, разделившись туда и сюда, подобно воде. **«Бысть сердце Мое яко воск таяй посреде чрева Моего». «Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе к гортани Моему, и в персть смерти свел Мя еси».** И это все совершилось во время страдания; потому что сердце разлиялось от страха, как воск от огня, и крепость не оказала прежней действенности. Да и язык пребыл неподвижным. Божественные Евангелисты извещают нас, что многократно вопрошаемый ничего не отвечал. А по страдании предан гробу, что Пророк наименовал перстию смерти, потому что предаваемых погребению покрывают перстию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего** **Яко вода, излияхся** (у Зигабена: пролилась)** и разсыпашася вся кости моя** Костями называет Господь, по Феодориту, своих Апостолов, поколику они скрепляют и утверждают умственное тело Церкви Его, подобно тому как кости скрепляют чувственное тело. Итак, по словам текста, они рассыпались во время страдания. Ибо все, оставя Его, разбежались, сказал Евангелист ([[new:mf:26:56|Матф. 26,56]]). О сем предсказал и Захария: «поражу пастыря и рассеются овцы стада» ([[old:zah:13:07|Зах. 13,7]]), а //пролитием// Апостолов называет движение их и отлучениe от Христа. **Бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего** Сердце мое, говорит, растаяло от скорби, подобно тому как воск тает от огня и совершенно изнемогло. А //чревом// называет не чрево само по себе, но всю пустоту, или вместилище в теле. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего.** Доселе говорил Пророк о днешних бедствиях своих, показывая, что он будучи окружен от врагов аки от лютых зверей, не далеко отстоял от смерти, так как бы каждую минуту опасался поглощен быть: а здесь оплакивает внутреннюю скорбь свою. Отсюду видим, что он не нечувствителен был к бедствиям: и потому надлежало быть не простой, ниже обыкновенной скорби, когда она, подобно воде, проникла в самую внутренность души, разсыпала все кости, и превратила в воск сердце его. Следовательно, Давид не яко камень поражаем был волнами, но яко трость колеблем был внутренними смущениями, и конечно, не мог бы преодолеть их по немощи плоти, ежели бы Дух Святый не подкрепил его силою Своею. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–16 **Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси** Пророк в этих словах продолжает выражать излияние скорбных чувств Божественного Страдальца, изображая различные виды Его тяжких страданий. От чрезмерной скорби и величайших страданий душевных и телесных жизнь Его постепенно истощалась в Нем, как **вода изливается** каплями из разбитого сосуда, самые **кости** не удержались в своих суставах и **рассыпались**. В переносном смысле, под **костями**, по изъяснению блж. Феодорита, нужно разуметь св. апостолов, которые служили скреплением духовного тела, т.е. Церкви, как в вещественном теле скреплением служат кости [6. с. 98]. Во время крестных страданий Христа апостолы Его, по сказанию Святого Евангелия, «//бежали//» [[new:mk:14:50|(Мк. 14:50)]], что и выражено словами псалма: **разсыпашася вся кости моя**. Сильные скорби сердца и тоска душевная сравнены с воском, тающим от огня или от сильного жара: **бысть сердце мое яко воск таяй посреди чрева моего**. Чревом названо здесь вместилище сердца в составе телесном. Крепостию называется здесь здоровье и силы телесные, от которых зависит крепость жил и костей и всего состава телесного. При страдании тела оскудевает его крепость и сила, и оно уподобляется скудели, т.е. сухой глине, или глиняному черепичному сосуду (слав. «скудель» –[[new:lk:22:10| Лк. 22:10]]), для которого достаточно самого легкого удара, чтобы сокрушить его. От недостатка пищи и питья, соединенного со скорбями душевными является оскудение жизненных соков и сухость во всем составе телесном в особенности же в полости рта и горла, язык тогда высыхает и втягивается внутрь, как бы прилипает к гортани, что и выражено словами: **язык мой прильпе гортани моему**. Словами** в персть смерти свел мя еси** – ясно указывается на то, что Христос Спаситель, ради спасения всего рода человеческого, не только жестокие муки и страдания претерпел, но и умер за нас и был погребен, предан земле, сведен в персть земную, куда обычно и низводятся все умершие. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]