[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси** **Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прилпе гортани Моему.** Этим изображает Свою жажду на честном кресте, когда просил Он пить, и поднесли Ему оцет с желчию. Почему и говорит: **и язык Мой прилпе гортани Моему**. **И в персть смерти свел Мя еси.** //Ибо//, по благодати Божией, за целый мир вкусил смерть; но не в смерть, а в персть смерти низведен Христос, //яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления// ([[new:act:02:31|Деян. 2,31]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси** Как глина, когда она влажна, бывает гладка, ровна и пухла, а когда высохнет – делается шероховатою и опадает, так и тело человеческое, когда увлажается питьями и яствами, бывает гладко и пухло, а когда удручается постом, то делается морщинистым, сухим, малосильным: **иссохла, как черепок** крепость тела моего. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси** См. Толкование на [[old:ps:021:15#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 21:15]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси** **Изсше яко скудель** (черепок)** крепосте моя** Сила, говорит, тела моего иссохла от огня печали и скорби; потому что испарилась вся влага его. **И язык мой прильне гортани моему** Это слово исполнилось, когда лжесвидетели говорили против Иисуса, а Он ничего не отвечал, но стоял молча; или исполнилось тогда, когда возжаждал на кресте и никто не нашелся, кто бы утолил жажду водою. Некто говорит: жажда рождается от большой сухости; это видно из естества телесного, которое любит влагу и желает утоления жажды питием воды. Эту сухость и жажду могут произвести и скорби; ибо, приводя в действие желчь, они горячи и сильны. Почему и Господь, возжаждав на кресте, потребовал пития, сказав: «Жажду» Итак кажется, что у Господа была естественная жажда (у Никиты). **И в персть смерти свел мя ecu** Прах смертный есть гроб, потому что в нем превращаются в прах тела умерших; итак в сей то гроб Ты низвел Меня, желавшего сего для спасения людей. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси.** Крепостию нарицает телесную силу, которую подает нам крепость жил и костей. К сему надлежат и оныя слова: //язык мой прильпе гортани моему//. Ибо известно, что от чрезмерныя печали слабеют не токмо жизненные духи, но и вся почти кровь изсыхает. По сих глаголет: //в персть смерти свел мя еси//, означая, что он лишился всей надежды сохранить свою жизнь, и был уже близок ко гробу, в каком разуме и Павел о себе сказал: //сами в себе осуждение смерти имехом// ([[new:2kor:01:09|2Кор. 1:9]]). Впрочем Давид употребил сии иперболическия о себе слова с тем, дабы возвести мысли наши выше ко Христу: ибо ужасный подвиг Его с смертию, при котором источил Он кровь вместо поту, снизшествие во ад, гнев Бога, который понес Он за грехи человеческаго рода, самое наконец истощание никакими обыкновенными словами изобразить было невозможно. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси** См. Толкование на [[old:ps:021:15#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 21:15]] [<10>]