[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Повем имя Твое братии моей, посреде Церкве воспою Тя** См. Толкование на [[old:ps:021:22#svt_afanasij_velikij|Пс. 21:22]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Повем имя Твое братии моей: посреде церкве воспою Тя** И отсюда явствует, что вещал сие по человечеству, потому что по человечеству претерпел сказанное Им. Ибо уверовавших в Него называет братиями; но они братия Ему, как человеку; потому что как Бог, Он Владыка и Господь, а как человек, именуется и братом. Он есть единородный и первородный; и одно приличествует Ему, как Богу и Господу, а другое, как человеку. Как Богь рожден один, и именуется единородным. А как человек, назван и первородным. И свидетель сему Апостол, который говорит: //«яко быти Ему первородну во многих братиях»// ([[new:rim:08:29|Рим.8:29]]). Посему, говорит, поведав сие братиям Моим, чрез них воспою Тебя, соделав, что они сложат Тебе сие песнопение. Потом исполняет обещание. ===== Евфимий Зигабен ===== **Повем имя Твое братии моей, посреде Церкве воспою Тя** **Повем имя Твое братии моей** Заметь, читатель, что Дух Святый, предвидевший сие, об ином говорит, как о бывшем, а о другом, как о будущем, по закону и свойству пророков. Под //именем//, которое Господь имеет возвестить, Он разумеет имя Отца; потому что евреи признавали Его за Бога, а не разумели Его как Отца, имеющего Сына, как и Сам Он сказал в Евангелии Иоанна: //Я возвестил имя Твое человекам// [[new:in:17:06|(Ин. 17,6)]]; а //братьями// называет Апостолов, как Он же по воскресении сказал Мироносицам: подите, возвестите братиям Моим [[new:mf:28:10|(Мф. 28,10)]]. Некто изъясняет так: //именем// здесь называет славу, ибо Он в начали восставил славу Отца. //Феодорит//: братьями называет уверовавших в Него, они братья Его по человечеству. Ибо по Божеству Он Владыка и Господь, а по человечеству называется братом. **Посреди церкве воспою Тя** Не только, говорит, Господь учил апостолов, но смело возвещал о величиях Бога и Отца и в сонмищах иудейских, о которых и говорится в сих словах. Тоже учение продолжает Господь со времени воскресения доныне посредством своего Евангелия, которое смело читается в каждой церкви Христианской. Оба сии предложения приводит А. Павел в послании к Евреям, как сказанные от лица Христова. Ибо и освящающий и освящаемые все из одного. По какой причине не стыдится называть их братиями, говоря: //возвещу имя Твое братиям моим; среди церкви воспою Тебя// [[new:evr:02:12|(Евр. 2:12)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Повем имя твое братии моей, посреде Церкве воспою тя.** Давид дает здесь обеты Богу, что он, по избавлении своем от бедствий, не будет пред Ним неблагодарен; а таким образом подтверждает то, что сказали мы выше о нем, то есть, что он, будучи во искушении, никогда не терял духа, но елико возможно, собирал силы, и оному сопротивлялся. Иначе каким бы образом мог он расположиться к принесению благодарности Богу, ежели бы наперед не полагал в Нем надежды? Мы заметить должны, что Давид не простые, ниже обыкновенные дает обеты Богу, но такие, каких требовал Он за редкия благодеяния, повелевая, дабы верные приходили во святилище, и тамо торжественным образом свидетельствовали пред Ним свою благодарность. А как известно, что Бог в сохранении Давида проявил невероятную силу, и притом многоразличными и чудными образами: почему не дивно, что он торжественными обетами обязывает себя к засвидетельствованию пред Ним своей благодарности. Под именем //братии// означает Израильтян, не токмо потому, что из одного происходили рода, но паче для того, что общая вера, яко священный некий узел, связывала их между собою духовным союзом. Сие самое место приводит Апостол в послании к Евреям, и приспособляя оное ко Христу, доказывает, что Он, приняв на Себя человеческое естество, и соединяся с нами истинным восприятием плоти, признает нас за братию Свою ([[new:evr:02:11|Евр. 2:11]]). И сим, толь почтенным именем наипаче удостоивает учеников Своих: иди ко братии Моей, и рцы им:// восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему// ([[new:in:20:17|Ин. 20:17]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Повем имя Твое братии моей, посреде Церкве воспою Тя** И вот теперь проходит мрачное облако, тяготевшее над душою Страдальца Богочеловека и радостно проникает в нее свет славы воскресения. Несколько минут пред своею смертию Он еще раз подымает вверх Свою поникшую голову; лице Его просветлело; ибо Он с одушевлением смотрит в будущее и видит там славные следствия Своих страданий и смерти; – Ему теперь снова совершенно ясно и несомненно, что Он воскреснет, победит. За эту победу Он обещает всегда и публично прославлять Бога пред искупленными. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Повем имя Твое братии моей, посреде Церкве воспою Тя** См. Толкование на [[old:ps:021:20#lopuxin_ap|Пс. 21:20]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя** С этого стиха, и по содержанию мыслей и чувств и по самому тону речи, псалом изменяется. Прежде говорилось о страданиях Спасителя, а теперь идет речь о воскресении и славе Его, о призвании язычников. Апостол Павел буквально приводит слова сего стиха в Послании к Евреям, относя их к лицу Господа Иисуса Христа, Которому покорено все и Который, совершив спасение людей Своими страданиями и вкусив смерть за всех, как Освящающий имеет одно естество с освящаемыми, и по сей причине «//Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя//» [[new:evr:02:09|(Евр.2:9–12)]]. Под **именем**, которое Господь имеет поведать, или возвестить, Он разумеет имя Бога Отца, так как евреи признавали Единого Бога, но не разумели Его как Отца, имеющего Сына. **Поведать имя** Божие значит прославить имя Бога, Его Божественные свойства: премудрость, благость, всемогущество Его и проч. Эти свойства с особенною силою проявились в воскресении Спасителя и по воскресении Его. Когда Я после страданий и смерти воскресну, как бы так говорит здесь Господь устами пророка, тогда Я возвещу, прославлю имя Твое в церкви, братьям Моим, т.е. св. апостолам и верным ученикам и последователям Моим; а что их именно называет Он братьями, это видно из самых слов Господа, приведенных у евангелиста Матфея [[new:mf:28:10|(Мф.28:10)]]. И не только апостолам и верным последователям Своим, но и в сонмищах иудейских Господь возвещал о делах и величиях Божиих. То же учение Господа Иисуса Христа продолжает возвещаться со времени воскресения Его и доныне в каждой церкви христианской, что и выражено в словах: **посреде церкве воспою Тя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]