[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:24 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево** **Боящиися Господа, восхвалите Его; все семя Иаковле, прославите Его.** Поелику Церковь состоит из язычников и иудеев, то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем одних по прародителю, а других по добродетели, которая достаточна, чтобы также украсить, как и род. Так, в обычай было именовать иудеями и приступавших к Закону из язычников. Этому учит нас история Деяний. Ибо божественный Павел в речи своей к народу говорил так: //мужие израильтяне и боящиися// в вас Господа ([[new:act:13:16|Деян. 13,16]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево** Поелику Церковь составилась и из язычников и из Иудеев; то тех и других возбуждает к песнопению, именуя одних по прародителю Иаковом и Израилем, а других богобоязненными по добродетели, которой одной достаточно, чтобы украшать вместо рода. Но в обычае было именовать так и Иудеев, приступающих к закону из язычников. И сему научает нас история Деяний. Ибо божественный Апостол, говоря к народу, выразился так: //«мужие Израильтяне и боящиися в вас Бога»// [[new:act:13:16|(Деян.13:16)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево** **Боящиеся Господа! восхвалите Его** Поелику Господь услышан Отцем и воскрес из мертвых; то посему теперь побуждает верующих благодарить Его, и во-первых побуждает уверовавших из язычников, к которым первым Господь, по воскресении, послал Апостолов, сказав им: идите, научите все языческие народы ([[new:mf:28:19|Мф. 28,19]]). Ибо сих язычников, по Феодориту, называет (Давид) боящимися Господа, именуя их так от добродетели, которую они показали. Так и Павел назвал их в Деяниях, говоря: Израильтяне и боящиеся Бога послушайте ([[new:act:13:16|Деян. 13,16]]); и Петр сказал Корнилию: во всяком народе (языческом) боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему ([[new:act:10:35|Деян. 10,35]]). Но поелику христианская Церковь составилась не из одних язычников, но и из иудеев, то посему Господь призывает и их к славословию и благодарению Бога в следующих словах псалма: **Все семя Иаковле прославите Его.** Все, говорит, верующие из иудеев, прославьте Бога; так как Иаков был праотец двенадцати племен иудейских . Ибо иудеи научались у Христа не совершать более кровавых жертв, но хвалить и прославлять Бога и приносить чистую и бескровную службу; притом прославлять просто не одним голосом, но и доброю жизнью, совершаемою со страхом Божиим. **Да убоится же от Него все семя Израилево** Здесь Он совокупляет оба народы иудейский и языческий, ибо и тот принадлежит к духовному Израилю, кто познал Христа и уверовал в Него, так как Израиль означает ум, видящий Бога. Итак Христос повелевает обоим народам хвалить и всегда бояться Бога, как всесильного. Или Он дает заповедь и другим иудеям бояться Бога; иначе Бог может послать на них погибель и истребление за то неистовство, которое они показали и показывают против Сына Его. Называется и Христос Иаковом, то есть, запинателем, как положившей препону диаволу и победивши его; также Израилем, как ум видящий Бога. Ибо никто не знает Отца кроме Сына. А семя Христа сего Иакова и Израиля суть христиане, рожденные от Него по духу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боящиися Господа, восхвалите его, все семя Иаковле, прославите его, да убоится же от него все семя Израилево:** Понеже сказал: //посреде церкве воспою Тя//, а церковь есть собрание верных, сего ради призывает всех к прославлению Бога, и в том предшествует примером своим. Но понеже в церковь ходят и лицемеры (ибо в пшенице Господней есть и плевелы), сего ради обращает слово ко одним токмо благочестивым и боящимся Бога. А хотя во второй части стиха упоминает о семени Иакова и Израиля, взирая на общее звание народа: но поелику многие из Иудеев не соответствовали имени праотцев своих, и были подобны извергам, чего ради истинных и непорочных сынов Авраамлих разделяет от ложных, и купно показывает, что имя Божие не может прославляемо быть, как разве там, где есть внутреннее благочестие. Сего ради паки присоединяет боязнь к прославлению Бога, глаголя:// да убоится от Него все семя Израилево.// Ибо все, что бы лицемеры ни делали по сей части, есть смеха достойно. Впрочем повелевает бояться не для того, дабы удалить верных от приближения к Богу, но дабы ввести во святилище Его смиренных и кротких, как сказано в псалме 5. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-25 **Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево: яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице свое от мене, и егда воззвах к нему, услыша мя** //Благословляю Тебя, Господи, за защиту. Пусть восхвалят Его все ищущие Его! Имя Его сделается великим среди всех народов и будет воспето по всему миру// Ввиду необычайности бедствий и спасения от них, Давид вместе с собой приглашает славить Бога и всех евреев за то, что Господь услышал молитву //"страждущего"//, ничтожного и слабого по своей силе человека. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 24–25 **Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Нero все семя Израилево: яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя** Здесь псалмопевец, от лица пострадавшего за нас и воскресшего из мертвых Христа, призывает всех к прославлению Господа Бога. Когда Я поведаю имя Божие и воспою Его в Церкви, как бы так говорит Он, тогда и вы, все верующие в Него (**боящиеся Господа**), восхвалите Его. Первенствующая Церковь Христова составилась из потомков патриарха Иакова, родоначальника двенадцати колен народа еврейского, т.е. из уверовавших в Христа Спасителя иудеев, и из язычников, а потому и здесь в словах **все семя Иаковле** пророк разумеет первых из христиан, т.е. иудеев, а под именем **боящихся Господа** – христиан из язычников, т.к. и в Писании последние нередко называются этим наименованием [[new:act:10:02|(Деян. 10:2]], [[new:act:10:22|22]], [[new:act:10:35|35)]]. В повторенном же выражении: **да убоится же от Него все семя Израилево** – он разумеет тех и других, т.е. христиан из иудеев и язычников, которые, т.е. язычники, по благодати Божией, за добродетель удостоились быть причтенными к потомству Авраама, Исаака и Иакова [[new:mf:08:11|(Мф. 8:11)]]. В последующих затем словах: **яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго**, – выражается как бы причина, побуждающая к прославлению имени Господня. Все, говорит, прославляйте Господа и благоговейте пред Ним; ибо Он не презрел и не отринул мольбы страждущего, бедного или уничиженного. **Ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя**, – эти слова опять относятся к лицу пострадавшего Спасителя, как и апостол Павел говорит о том в Послании к Евреям: «//И Христос во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение//» [[new:evr:05:07|(Евр. 5:7)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]