[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:26 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его** **От Тебе похвала Моя.** Похвалою называет славословия. Можно в этом видеть и то прославление Отцем, когда //приидe// свыше //глас//: //и прославих, и паки прославлю// ([[new:in:12:28|Ин. 12,28]]). Или, как Я соделал Тебя ведомым для человеков, так, без сомнения, и Ты соделаешь, чтобы воздавалась Мне та же честь, то глаголя: //Сей есть Сын Мой// ([[new:mf:03:17|Мф. 3,17]]), то являя о Мне Петру ([[new:mf:16:17|Мф. 16,17]]) и прочим. **Молитвы Моя воздам.** В божественном Писании молитвою называется обетование. Посему, исполнение послушания Отцу, в каком пребыл Сын даже до смерти по плоти, можно также принять за исполнение возданной Им Отцу молитвы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его** //Не нам, Господи, не нам//, сказал некто, в чувстве души, //но имени Твоему даждь славу// [[old:ps:113:09|(Пс. 113, 9)]]; ибо он знал, что естество человеческое не может принимать похвалу безвредно. **У Тебе похвала моя в Церкви велицей** в будущем веке: а прежде того не могу принимать ее безопасно. //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его** **От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе** Как Я делаю Тебя ведомым для человеков; так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне туже честь, то изрекая: //«сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте»// ([[new:mf:17:05|Мф. 17:5]]), то вещая: и //«прославих»// Тебя //«и паки прославлю»// ([[new:in:12:28|Ин. 12:28]]). Так в откровении дал ведение о Нем Петру, так открыл Павлу, так чрез них опять человекам. Ибо церковию великою Пророк наименовал Церковь простирающуюся до пределов земли. **«Молитвы Моя воздам пред боящимися Его».** Молитвами (εὐχή) называет здесь не моления, но обеты. Ибо сие различие в значении знает и закон: //«аще обещаеши обет»// (εὔξῃ εὐχὴν) //«Господеви»// ([[old:vtor:23:21|Втор. 23:21]]), то есть, дашь какое-либо обещание Богу. Итак, поелику выше обещал чрез уверовавших в Него воспеть хвалу; то здесь яснее высказывает, что обещания приведет в исполнение, чтобы поучающиеся в словесах Божиих из самых событий дознали истину слов сих. Поелику же упомянул о Церкви, то по необходимости делает о ней предречения, и предвещает призвание всех народов. Ибо их именует убогими, как издревле не имевших богатства благочестия, но порабощенных убожеству неведения. ===== Евфимий Зигабен ===== **От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его** **От Тебе похвала моя** (мне) Тогда была похвала Сыну от Отца, когда пришел голос с неба: //Сей есть Сын Мой возлюбленный, в коем Мое благоволение// ([[new:mf:03:17|Мф. 3,17]]). И когда тот же Отец возгласил с Неба: //И прославил и еще прославлю// ([[new:in:12:18|Ин. 12,18]]). //Феодорит//: как Я Тебя делаю известным людям, так и Ты научаешь везде людей приносить Мне ту же честь. Так Он открыл познание о Нем Петру и Павлу, а чрез них и всем людям. **В церкви велицей исповемся Тебе** Поведанием здесь Господь называет хвалу и прославление, а великою церковью, Церковь христианскую, как распространявшуюся до пределов земли, или как составившуюся из великих и святых мужей. Среди сей-то Церкви, Господь всегда прославляет Отца посредством Евангелия. Притом выше Он сказал просто о церкви, разумея синагогу иудейскую, или и Церковь из верующих, находящуюся по частям в каждой стране; а теперь называет великою всю вселенскую христианскую Церковь. **Молитвы моя воздам** (Господу)** пред боящимися Его** Молитвами Господь здесь называет обеты поведать о имени Отца своего и прославлять Его. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его.** Сии слова присовокупляет для того, дабы засвидетельствовать, что спасение его произошло от единаго Бога. Ибо как многие под предлогом прославления Бога превозносят хвалами покровителей своих, и оставя Бога, отвсюду собирают материи к прославлению имен их: сего ради Давид обращается к Богу, и от Него единаго заимствует материю похвал. Впрочем повторяет то же, о чем выше упомянул, то есть, что он всенародно и пред всеми людьми в церкви засвидетельствует благодарность свою пред Богом, дабы и других примером благочестия своего тому же научить. А как Иудеи по получении великих благодеяний, а наипаче по избавлении от великих бедствий, имели обычай приносить Богу мирныя жертвы: сего ради Давид, яко един из благочестивых, сообразуется здесь, как должно общему правилу церкви. Сия-то суть те обеты, которые будучи в бедствиях принесть намеревает, и дабы исполнить их, с великим усердием и верою просит Бога. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **От Тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его** Теперь уже из восхищенной души Его вырывается благодарственная песнь [[old:ps:021:24|(24]][[old:ps:021:25|–25)]], которую Он будет петь. С прославлением устами Он соединит прославление и благодарение действием, жертвою среди верующих, **пред боящимися**, принесет благодарственную жертву, в каковом жертвенном пиршестве может принимать участие бедствующее в грехах, алчущее человечество, чтобы подкрепиться и напитаться для вечной жизни. **Молитва** – жертвы по обету; с этими жертвами у евреев соединялись пиршества, жертвенные обеды, на которые приглашали вдов, сирот и т.д. – Прославленный Богочеловек совершенную Им на земле жертву продолжает на небе, пред Небесным Отцом, как жертву благодарности за победу, которую Он Ему даровал; блаженство небожителей и есть это пиршество. Существенно та же жертва, что и на небе, приносится и в церкви, и в причащении призываются нищие сыны Адама к пиршеству, которое есть образ будущего, небесного. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его** //"О Тебе хвала моя в собрании великом"//. Та защита, которую Господь оказал Давиду, служит источником похвалы Бога пред народным собранием. В этом - исполнение Давидом того обета, который он дал в минуту опасности ([[old:ps:021:23|23]] ст.). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его** Блж. Феодорит относит эти слова к лицу Сына Божия и дает им такой смысл: «Как Я, – говорит Христос к Отцу Небесному, – делаю Тебя ведомым для человеков, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь... Церковью великою назвал Церковь, простирающуюся до пределов земли» [6, с. 101]. **Молитвы**, по изъяснению того же учителя Церкви, означают здесь то же, что и обеты [6, с. 101]. Таким образом, смысл изречений сего 26 стиха, в связи с предыдущими стихами, можно выразить так: Я прославляю и буду прославлять Тебя, Отец Небесный, на земле, а Ты прославляешь и прославишь Меня (**от Тебе похвала моя**) на небеси, как прославил гласом Своим с неба во время Крещения и Преображения [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17]], [[new:mf:17:05|17:5)]]. И не только в сонмищах иудейских буду возвещать **о Тебе** или в собраниях Моих учеников и последователей, но и **в церкви велицей**, т.е. во всей Вселенской Церкви, имеющей составиться из святых и великих мужей и распространиться по всей вселенной, до пределов земли, будет возвещено и прославлено имя Твое, будут приноситься Тебе жертвы и благодарения, в присутствии всех верных Твоих. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]