[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:27 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века** **Ядят убозии и насытятся**. Этим выражается провозглашение призвания язычников. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века** **Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его** Насытятся не все, потому что не все покорились Евангелию, но восприявшие божественное желание. О сих-то алчущих и жаждущих сказал, что насытятся, насладившись безсмертной снеди. Известная же нам сия божественная снедь – и духовное учение, и таинственная безсмертная вечеря, о которой знают сподобившиеся тайноводства. **«Жива будут сердца их в век века»**, потому что и тленные еще обложенные телом, но воодушевленные надеждою воскресения, ожидают жизни вечной. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века** **Ядят убозии и насытятся** Будут есть, говорит, бывшие прежде нищими в благочестии и добродетели, по Феодориту, язычники, или нищие в человеческом богатстве, ибо истинные христиане не стяжательны и бедны. Они едят духовную пищу Евангельского учения, как питающую и растящую душу. **И восхвалят Господа взыскающие Его** Будут, говорит, прославлять Бога усердно ищущие Его за то, что Он не пощадил Единородного Сына своего, но предал Его на смерть для спасения людей. А ищет так Бога тот, кто поступает по заповедям Его, которые ведут его к Нему. Или можно понимать и иначе так, что верующие едят тело Христово, с которым вместе принимается и кровь; и что они исполнятся Духа Святаго и будут прославлять Бога вокруг Святой трапезы. Почему слова сии суть пророчество не только о Евангельском учении, но и о таинственной трапезе животворящего хлеба и вина, как говорит Феодорит. **Жива будут сердца их во век века** Господь в Евангелии говорит: Я хлеб жизни; и еще: ядущий хлеб сей будет жить во век [[new:in:06:48|(Ин. 6,48]]; [[new:in:06:51|51)]], то есть тот, кто сохранит притом и заповедь. Итак Господь говорит, что ядущие тело Его будут жить сердцем; а чрез сердце, как часть, выразил все животное. Далее: «во век века». Ибо хотя причащающиеся достойно и умрут по природе, но они опять воскреснут в жизнь вечную. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века.** Сие глаголет относительно к обычаю, бывшему в употреблении тогдашних времен. Ибо Иудеи при торжественных жертвоприношениях имели обычай пиршествовать, как видно из священной истории. Таковое пиршество обещает и Давид, дабы чрез то изъявить и благодарность свою к Богу, и любовь к бедным, каков и сам тогда был. Ибо всякое приношение тогда только бываете угодно и приятно Богу, когда присовокупляется к нему человеколюбие и милосердие: иначе все внешние обряды и обыкновения, коими люди чтут Бога, со всем своим блеском и пышностию, подобно дыму исчезают. Почему и Давид не просто обещает накормить убогих, чтоб только насытить чрево их, но с другим намерением делает участниками трапезы, дабы представив утешение, ободрить и оживить унылыя сердца их: ибо яко чрез зерцало взирал на Божию благость, питающую всех бедных, и благодатным утешением врачующую болезни сердец их. Сего ради присовокупляет: //восхвалят Господа взыскающии Его//. Впрочем хотя телесная пища долженствует убеждать нас к прославлению Бога, но Давид без сомнения взирал здесь на конец жертвоприношения, что яснее видеть можно из самаго заключения стиха: //жива будут сердца их в век века//. Ибо едино представление вещественныя трапезы не могло оживотворить на веки сердца верных. Откуду следует, что при мирных жертвоприношениях занимала главное место вера, надежда и любовь, яко такия добродетели, коими наипаче прославляется Бог. Впрочем, поелику лицемеры довольствовалися одними токмо внешностями, то Давид прямую пользу оных относит к одним токмо благочестивым, ищущим Бога: ибо взыскание Бога есть несомненный знак истиннаго благочестия. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века** Спасение Давида служит свидетельством, что все убогие найдут защиту в Боге: Он даст им необходимое для жизни, будет их питать всегда, поэтому нужно благоговеть и чтить Его. В этом стихе св. Отцы видят указание на таинство Евхаристии потому, что здесь вкушение какой-то трапезы от Бога своим следствием имеет вечную жизнь, каким свойством обыкновенная пища не может обладать. Под трапезой, поэтому, разумеют не обыкновенную пищу или трапезу, а вкушение Тела и Крови Христовых, дающих достойно вкушающему вечную жизнь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его: жива будут сердца их в век века** Здесь говорится о призванных в Церковь Христову язычниках, которые названы убогими, или нищими, в том смысле, что они до обращения ко Христу пребывали в убожестве нечестия и заблуждения и не имели богатства благочестия, а по обращении к вере Христовой стали вкушать от трапезы Господней и получили возможность насыщаться (**ядят убозии и насытятся**) духовной пищи Христовой – Его святого учения, Божественной вечери Причащения, Его благодати и т.п. //Блажени алчущии и жаждущии правды//, – учит Христос в Святом Евангелии Своем, а это значит то же, что и у псалмопевца **взыскающии Господа**: вместе с алчбою и жаждою соединено и искание. И как об алчущих и жаждущих правды сказано, что они насытятся, так и об ищущих или **взыскающих Господа** тоже сказано: «//Ищай обретает//» [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6]], new:mf:07:08|7:8), т.е. получит искомое блаженство в Господе. //Блажени//** убозии**, //алчущий и жаждущие правды, яко тии насытятся//, они **восхвалят Господа**, в чем и будет состоять их блаженство, которое продолжится во веки веков, – **жива будут сердца их в век века**, т.е. души их, бывшие мертвыми до обращения, по обращении к вере Христовой, питаясь небесною духовною пищею, станут жить истинною жизнью в Боге и получат вечную жизнь. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]