[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:29 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки** Бог не иудеев только Бог, как они думают, но Творец всего человеческого естества. Это говорит и Апостол: //или иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою// [[new:rim:03:29|(Рим. 3,29-30)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **яко Господне есть Царствие, и той обладает языки** Един Бог в собственном смысле есть Царь: цари земные – только слабое подобие Царя Небесного. Как единый Царь всего мира, Он Один обладает всеми народами, тогда как цари земные, поколику их много, обладают только известными народами: **Господне есть царство, и Он – Владыка над народами**. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки** Потому что Бог есть не Иудеев только Бог, но Творец всего естества человеческаго. Так сказал и Апостол: //«или Иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и не обрезание верою»// [[new:rim:03:29|(Рим. 3:29–30)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко Господне есть царствие и той обладает языки.** Христос, говорит, есть Царь и Господь над народами по сказанному к Нему: дам Тебе народы в наследие Твое концы земли ([[old:ps:002:08|Псал. 2,8]]). Посему и поклонятся Ему, освободившись чрез Него от жестокого владычества диавола. Посему //Феодорит// сказал: Ибо Бог не есть Бог только иудеев, как они думают, но Творец всего человеческого вещества. Так и Апостол сказал: или Бог принадлежит только иудеям, а не и язычникам? По истине и язычникам, поелику один Бог, оправдывающей и обрезанных верою и необрезанных чрез веру ([[new:rim:03:27|Римл. 3,27]]). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **яко Господне есть Царствие, и той обладает языки.** Сие место показывает, что Давид на одном своем лице не останавливается, но чрез гадания и сени описывает царство обещаннаго Мессии. Ибо хотя имя Давидово без всякаго прекословия весьма славно было между всеми окрестными народами, но велико ли было царство его? Оно составляло самую малейшую часть мира. Правда, что он завоевал и покорил под иго повиновения многих внешних народов, однако никогда не привел их к истинному Богослужению. Итак, великое находилось различие между принужденным оным рабством, которое подвергло языческие народы власти земнаго царя, и между добровольным оным покорением, которое разсеянных по лицу всея земли привлекло к Богу. И потому не простая некая сими словами означается перемена, но предвозвещается обращение к Богу всех вообще народов, которых, призывая к сообществу священнаго пиршества, ясно снасаждает Давид в тело церкви. Следующий глагол, //помянутся//, некоторые относят к возобновлению света веры, так как бы язычники, забыв на время Бога, при новом обращении своем паки вспомнили о Нем: но сие толкование весьма неосновательно и удалено от мыслей Пророка. Правда, что обращение, о котором упоминается здесь, предполагает, что язычники чрез нечестие свое прежде отчуждены были от Бога: но воспоминание не другое что означает здесь, как то, что неверные, пробужденные преславными делами Бога, паки обратятся к истинному благочестию, от котораго они отпали. Но можно место сие еще и так протолковать, что язычники вспомнят о том начале, от котораго они произошли, то есть, что некогда, в первом праотце, были созданы Богом, но по причине первороднаго греха, давно забыв сие, рекли древу и камению: //отец мой еси ты: ты мя создал еси// ([[old:ier:02:27|Иер. 2:27]]). Итак, //воспомянут// первое создание свое //и обратятся ко Господу вси концы земли//, то есть все народы, живущие по вселенней, даже до последних концев ея. //И поклонятся пред Ним вся отечествия язык//. Здесь заметить должно, что обращение к Богу зависит от познания Его. Ибо кланяются Богу только те, которые от размышления о делах Божиих дошли до Богопознания, а от Богопознания до Богопочитания, которое означается здесь чрез поклонение. Сию мысль яснее подтверждает, присовокупляя вскоре за сим следующую причину:// яко Господне есть царствие, и Той обладает языки//. Сими словами не то только означает, что Бог язычников создал, и управляет их Своею рукою: но наипаче являет то, что открыл им путь к царствию Своему. Ибо Господь тогда прямо над нами царствует, когда, прогнав мрак невежества нашего, озаряет нас светом истиннаго Богопознания. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **яко Господне есть Царствие, и той обладает языки** См. Толкование на [[old:ps:021:28#lopuxin_ap|Пс. 21:28]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко Господне есть Царствие, и той обладает языки** См. Толкование на [[old:ps:021:28#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 21:28]] [<10>]