[<10>] ====== Толкования на Пс. 22:6 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний** Снабдителем же сих благ – Твое неизреченное человеколюбие, которое не дожидалось нашего прошения, но как некиих беглецев преследовало и постигло, дарует же нам спасение, и в божественных обителях место для пребывания, и в настоящей и в будущей жизни. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «**в долготу дний**», то есть, всегда и непрестанно, а это приличествует оным векам, неимеющим конца. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний** См. Толкование на [[old:ps:022:05#prp_maksim_ispovednik|Пс. 22:5]] ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний** Милость Божия окружает и хранит христианина по силе заботящагося об исполнении заповедей Христовых и о покаянии, не только во все дни земной жизни его, но и в самом переходе его в жизнь будущую, для водворения в небесном дому Господнем на веки вечные и нескончаемые. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием во убогом вертепе Рождшагося от Пресвятыя Девы Сына Божия, и в скотиих яслех Возлежавшаго, да избавит нас грешных от скотняго и безсловеснаго жития и нрава. Аминь. **//Из писем.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний** **И милость твоя поженет мя **(будет следить за мною)** вся дни живота моего** Милость твоя, Господи, говорит, будет идти, и следить за мною, если я буду проводить жизнь свою богоугодно и избегать прелести демонов и страстей. Или это: будет следить, означает тоже, что Господь будет искать и не допустит до погибели. **и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний** (и это — поселение меня в дому Господа в долготу дней) Он, говорит, будет последовать за мною и за поселением меня в дому Господнем, чтобы я находился под покровом Его. Или домом называет Церковь и собрание христиан, в котором обитает Господь и является достойным из них. Кратко сказать, слова сии означают то, что я не только удостоюсь милости Божией, как сказано выше, но и буду храним Богом и пребуду всегда верным дому Божию. Можно понимать и иначе, что это поселение меня в дому Господнем будет для меня **в долготу дней**, т. е. на всю мою жизнь. Григорий Нисский сокращенно изъясняет этот псалом так: Сии слова советуют тебе во-первых сделаться овцею доброго пастыря руководителя чрез доброе оглашение на Божественных пажитях и источниках учений к погребению себя чрез крещение в смерть, и не бояться такой смерти, ибо это не смерть, но тень и изображение смерти. Потом, утешив посохом Духа, предлагает таинственную трапезу, приготовленную в противность трапезе демонов. Ибо они чрез идолопоклонство жизнь человеческую ввергали в бедствия. Потом изливает на главу благовонный елей Духа; а глава есть образ ума. Присовокупил к елею вино веселящее сердце, а оно (всецело разумное и производящее спасительное упоение) сообщает душе трезвенное упоение, перенося мысли от временного к вечному. Ибо кто вкусит сего пития, тому воздается за краткий век бесконечность, так что он продолжает жить в дому Божием **в долготу дней** (у Никиты). Также Ориген сказал: следующая за тобою милость следует как одушевленная, и одних постигает, а других нет; не постигает тех, которые вовсе уклоняются, а тех, которые меньше уклоняются, удерживает, чтоб помиловать (в Катенах). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И милость твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний.** Сие есть осьмое и последнее благо, предоставленное одним токмо избранным. И как получение онаго зависит от неизреченнаго милосердия Божия, которое ленящихся нас, паче же удаляющихся и убегающих, как бы насильно к Себе привлекает, не хотящих предупреждает, хотящим вспомоществует, добро творящим совозследует: для того Пророк, заключая псалом, просил Бога, да не лишит его милости Своея, и да дарует, в настоящей жизни добре пожившу, достигнуть вечнаго покоя. //Милость Твоя поженет мя вся дни живота моего:// то есть, никогда да не оставляет меня, но даже до последняго издыхания да сопровождает мя; по разлучении же души от тела да вселит мя //в дом Господень//, в небесное преблаженное жилище, //в долготу дний// во веки нескончаемую. Сими словами ясно утверждает, что он при всех, доселе неисчисленных благодеяниях Божиих, на тот единственно конец взирал, дабы жить в дому Господни. Откуду заключить следует, что он наслаждение блага сего всему прочему предпочитал, аки бы сказал, что ежели он не будет находиться в стаде Божием, то есть, в числе избранных Божиих, то земными благами не может наслаждаться спокойно, якоже и инде пишет: //ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их// ([[old:ps:143:15|Пс. 143:15]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний** **Поженет мя**, т.е. последует, погонится за мною **милость Твоя**, Господи, **во все дни жизни моей**. После всех вышеперечисленных благ, уготованных и подаваемых от Господа всем избранным и верным рабам Его, Давид выражает уверенность, что милость Господня к ним никогда не истощится, будет следовать за ними во всю их жизнь, после которой они наследуют новую землю, **поселятся в дому Господнем**, в Царстве Отца Небесного **в долготу дний**, или, что то же, во веки веков. Аминь. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]