[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:12 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 12-13 **Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю** Боящимся Бога Господь помогает идти по благому пути, который они избрали: Он просвещает их ум и совесть для того, чтобы они уразумели и усвоили себе законы Господни. Следствием богобоязненности или исполнения заповедей Божиих для души нашей бывает внутренний мир и чистая, святая радость, так что душе человека богобоязненного бывает очень хорошо, благо: **душа его во благих водворится**. Так как человек богобоязненный есть верный слуга Творца мира и всех людей и споспешествует намерению Божию распространить верных, любящих чад Божиих, наследников Царствия Небесного, то Господь умножает от него потомство на земле, так что от множества иногда нельзя и сосчитать его: **и семя его наследует землю**. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-13 **Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю** Отсюда начинает Пророк наставление, предлагает полезный совет, и боящимся Господа обещает всякое о них промышление. И поелику много различных родов жизни благочестивой, жизнь монашеская и обшежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь частная и военная, царственная и промышленная, мореходная, земледельческая и другие многие и разные роды жизни; в каждом же роде жизни можно угождать Богу: то не без причины изрекло пророческое слово: «кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи», то есть, в том роде жизни, какой решился человек проводить, даст ему приличные и сообразные законы. Так божественный Иоанн Креститель вопрошавшим мытарям, что им делать, советовал, не брать больше установленнаго, и воинам – никого не обижать, довольствоваться оброками, то есть, определенною пищею [[new:lk:03:12|(Лк.3:12–14)]]. Так божественный Апостол предписал в отношении друг к другу законы рабам и господам, детям и родителям, мужьям и женам [[new:ef:06:start|(Еф.6)]]. Посему исполнившим сии законы пророческое слово обещает и наслаждение души благами, и благословение семени. Ибо //«душа его во благих водворится, и семя его наследит землю»//. И поелику чадородие и то, чтобы оставить по себе наследников, всего вожделеннее Иудеям, а тоже самое желательно и ныне избирающим жизнь общественную; то Пророк побуждает с сего восходить к деланию добродетели. ===== Евфимий Зигабен ===== **Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи** **Кто есть человек бояйся Господа** Не многие, говорит, найдутся такие, которые боялись бы Господа. Если же и найдутся; то послушай, какие воздаяния обещаются им. **Законоположит ему на пути, его же изволи** (который он избрал) Различны пути спасающихся, или, по //Феодориту//, роды жизни: например, иной род жизни общежительной, иной отшельников и молчальников, иной трудящихся и иной созерцателей, а других еще другой. Но все сии роды жизни ведут человека к Богу. Итак, какой род жизни не изберет боящийся Бога, в том будет Бог и наставником ему учащим, что должен он делать, как мы изъяснили это выражение — «законоположит» — выше. А под страхом Божиим ты должен понимать не просто сим именем выражаемый, но сердечный и всю душу наполняющей. К сему можно присовокупить слова //Феодорита//: Так Божественный Иоанн Креститель, когда вопрошали его мытари, что должно делать, советовал—ничего не брать сверх приказанного; воинам же никому не докучать, но быть довольными своим хлебом, то есть, определенным им пайком. Так и Божественный Апостол дал соответственные законы и рабам и господам, и детям и отцам, и женам и мужьям. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи.** Пророк творит подобно любящим, которые то воздыхают о вещи любимой, то хвалят оную, то паки воздыхают. Любил муж праведный благодать Божию, желал отпущения грехов, просил дара жить по правилам закона, и угождать Богу. Сего ради и ныне того же просит, и ово убо хвалит благодать сию, ово поведает благополучие людей боящихся Бога, то есть, стяжавших благодать сию, ово сам паки желает и просит того же. В сем убо стихе и в двух последующих исчисляет благая, приобретаемая людьми, боящимися Бога. //Кто есть//, глаголет, //человек боящийся Бога?// Аки бы рекл: да изыдет на среду человек, истинно боящийся Бога, и аз возвещу ему благополучие его. //Законоположит ему на пути, егоже изволи//. Сие есть начало того благополучия, которое Пророк описывать предприял, и которое состоит в том, что человек, боящийся Бога, то, во-первых, иметь будет, что Бог научит его //на пути, егоже изволи//, то есть, вразумит, как жить и обращаться во всяком состоянии жизни, каковое бы он ни избрал. Ибо многие и различные в жизни сей находятся образы жительствования, яко то: духовные и мирские, частные и общественные, гражданские и сельские, купеческие и воинские, царские и подданнические, свободные и рабские, и другие многие и различные, и в каждом из оных возможно угодить Богу. Глаголет убо: //законоположит ему на пути, егоже изволи:// то есть, во всяком роде жизни, какой бы кто себе ни избрал, Бог предпишет приличные и полезные законы. Тако блаженный Иоанн Креститель, вопрошающим его народам, что подобает творити, ответствовал: //имеяй две ризы, да подаст неимущему, и имеяй брашна, такожде да творит// ([[new:lk:03:11|Лк. 3:11]]). Воинов же увещавает, дабы никого не обижали и не оклеветывали, но чтоб были довольны своими оброками ([[new:lk:03:14|Лк. 3:14]]). Тако и Божественный апостол Павел взаимные законы положил и господам и рабам, и родителям, и чадам, и мужам, и женам ([[new:ef:06:01|Еф. 6:1]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи** Всякому (**кто есть человек бояйся Господа** – каждому человеку и проч.), кто боится Его, Бог дает руководство, внутреннее указание, как идти путем закона, на который уже вступил он; а хождение путем закона Божия привлекает особенную милость Божию и надежную опору (//державу Господь//) во всякой опасности. Поелику же псалмопевец искренно стремится идти путем закона и поелику он, укрепляясь испрашиваемою благодатию, надеется в будущем также вполне совершенно поступать пред Богом, то он уверен, что Бог и в настоящем его бедствии не оставит без Своей помощи. С смелою надеждою он взирает на Господа, умоляя Его призреть на него в его тяжелом и опасном положении, защитить его угнетаемого от бедствий и освободить от них. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-14 **Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся его, и завет его явит им** Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. - //"Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им"//, т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю** Если есть человек, боящийся Господа, как бы так говорит пророк, то пусть знают, какие воздаяния ему обещаются. Во-первых, Сам Господь укажет ему в Своем законе правила, как проходить тот путь, который он избрал, или, что то же, как проводить тот род жизни, который ему предназначен. В жизни человека различны бывают состояния, или так называемые роды жизни и соответственные им звания; таковы, например, звания и состояния: городское, сельское, воинское, купеческое, крестьянское, духовное, монашеское, мирское и проч. Каждому человеку или по рождению и воспитанию предназначено то или другое звание и состояние, или он сам избирает таковое по своему **изволению**. И для каждого из этих состояний есть особые законы и правила, основанные на **законоположениях** Божественных. Человек верующий и боящийся Бога, руководствуясь в своем образе жизни указанными ему правилами и законами, идет, значит, по пути, узаконенному Богом. И наоборот, человек, нарушающий правила и законы своего звания, уклоняется от истинного пути, указанного ему Богом, и тем самым обнаруживает недостаток страха Божия или совершенное безверие. Во-вторых, душа благочестивого и богобоязненного человека исполнится благ, будет наслаждаться благами беспрерывно, – **во благих водворится**, т.е. будет пребывать, жить среди благ, которые уготованы «//боящимся и любящим Бога//» [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]]. И не только будущими благами будет наслаждаться душа боящегося Бога, но и в настоящей жизни она не лишится благоденствия. Радость ли, утешение пошлет ему Бог – он с благодарностью будет наслаждаться ими, или, наоборот, попустит на него скорби и горести – он перенесет их с терпением и также с благодарностью в уповании и ожидании будущего воздаяния. Следовательно, в том и другом случае он благодушествует: **любящим Бога**, по слову апостола, «//вся поспешествуют во благое//» [[new:rim:08:28|(Рим. 8:28)]], и самые скорби обращаются в радость. В-третьих, не только сам боящийся Бога будет благополучен и **во благих водворится**, но и **семя его наследит землю**, т.е. потомство его будет пользоваться правами благословения Божия, данного Богом Аврааму и его потомкам, или, что то же, будет жить на земле спокойно, и никто не причинит ему зла. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]