[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя Господи** **Незлобивии и прaвии прилепляхуся мне.** И это свойственно добродетели — гнушаться общением с людьми худыми, иметь же сообщниками и друзьями уважающих правду и соблюдающих прямоту. Так поступал и пророк (как говорит о себе), в той мысли, что чествует тем Владыку. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== **Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя Господи** Блаженный Псалмопевец Духом Святым говорит: **незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи**. Сии слова, братия, можно отнести к святым, которые своим незлобием соединились с Богом, которые отвергли коварство, как плод диавола, и приобрели незлобие — источник жизни вечной. //**Двадцать слов к монахам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя Господи** Добродетели свойственно и сие – ненавидеть обращение с людьми худыми, иметь же близкими к себе и друзьями уважающих безпристрастие, водящихся правотою и свободных от порока. Пророк сказал о себе, что и он делал это, думая угодить тем Владыке. ===== Евфимий Зигабен ===== **Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех **(надеялся)** Тя, Господи** Здесь воспоминает Давид о прошедшем событии. И прежде, говорит, я надеялся, то есть, ожидал твоей помощи, Господи, и не постыдился, но получил желаемое, чем привлек и многих других к подобной ревности, так что они убедились моим примером в том, что Ты один истинный и надежный помощник. Сии-то и прилепились ко мне, то есть, соединились со мною и сделались столько возлюбленными друзьями, что полагались во всем на любовь мою, так как я поступал право и, надеясь на Тебя, ожидал Твоей помощи. Кто ж это такие? Это чуждые злобы, т. е. добрые и прямые люди, каковы праведники. Посему и за то, что я привлек их к упованию на Тебя, услышь меня, Господи! Слова //Феодорита//: И это черта добродетели, что она ненавидит сообщества злых и имеет знакомство и дружество с теми, которые уважают простоту, употребляют правоту и чуждаются порока. Это и пророк делал, как он сам говорит о себе; поелику он думал таким образом угодить Господу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== ** Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех тя, Господи.** Понеже сказал в предыдущем стихе: //да не постыжуся, яко уповах на тя//: для того присовокупляет причину, чего ради боится стыда, когда оставлен будет от Бога; причина же есть сия: понеже многие невинные и праводушные, будучи примером его подвигнуты, прилеплялися к нему наипаче потому, что видели его уповающа на единаго Бога. Ныне же принужден был бы он стыдиться и краснеть пред ними, ежели бы в надежде своей обманулся. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи** Тем более да поможет ему Господь и не допустит восторжествовать врагам его, так как и другие праведники присоединились к нему, в убеждении, что Бог не посрамит столь твердо надеющегося на Него; в противном случае и эти верующие могли бы усомниться в правде Божией. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех тя, Господи** После прощения моего греха и очищения //"непорочность и правота да охраняют меня"//, пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи** Выражение **прилепляхуся мне** в переводе с греческого читается: «присоединились ко мне». **Потерпех Тя** значит: с терпением ожидаю от Тебя, надеюсь на Тебя, – то же, что и выше, в стихах [[old:ps:002:start|2]] и [[old:ps:005:start|5]] сего псалма. Таким образом, изречения сего стиха, в связи с предыдущим, имеют такой смысл: так как я всегда, говорит Давид, надеялся на Тебя, Господи, и от Тебя одного ожидал помощи, каковую и получал, то многие невинные и прямодушные люди, побуждаемые примером моим, присоединились ко мне, а потому надежда моя на помощь Твою и спасение души моей получает особенную важность от этого. И если бы я обманулся в своей надежде, то не только враги мои посмеялись бы надо мной, но мне пришлось бы стыдиться и краснеть и пред теми, которые по своему незлобию и прямоте души присоединились ко мне. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]