[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:22 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Избави Боже Израиля от всех скорбей его** Прилична царю сия принесенная им Богу молитва. Ибо тому, кто поставлен правителем, надлежит прилагать всякое попечение о подданных. Посему-то и блаженный Давид приносил молитву не о себе только, но и о вверенном ему народе. Сверх того спасение царствующаго правдиво и благоуспешно составляет общую пользу народа. Но слова сии имеют и иный смысл. Израиль разделялся и при Сауле, и при Мемфивосфее, и при Авессаломе. Посему Пророк говорит: если буду пользоваться Твоею помощию, и превозмогу неприязненных мне; то и самый Израиль, прекратив междуусобную войну, приобретет мир, и насладятся Твоими благами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его** Помолившись довольно Богу о себе, Давид умоляет Его теперь и о целом сострадавшем ему народе израильском: ибо народ страдал с царем своим Давидом не только тогда, когда против него воевали враги и иноплеменники за воцарение его (если предположить, что этот псалом уже написан был тогда); но еще многие терпели вместе с ним и во время Саула и от восстания Авессалома скорбели за Давида, которых он назвал израилем потому, что они происходили от Израиля, иначе Иакова. Не неприлично также думать, что Давид называет израилем и самого себя, как происходившего также от Израиля . А если угодно, можешь отнести эту молитву и ко Христу, Который поэтому молится Богу, как человек, о избавлении страждущих по любви к нему христиан от врагов веры, гонителей и еллинов. Ибо мы сказали прежде, что правильно могут быть названы израилем видящие верою Христа христиане, так как Израиль значит ум, видящий Бога. //Феодорит// говорит: Прилична царю сия принесенная Богу молитва. Ибо поставленный начальствовать должен иметь все попечение о своих подданных. Потому то, без сомнения, и блаженный Давид приносил молитву не только о себе, но и о вверенном ему народе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.** Понеже Давид не токмо един был из членов людей Божиих, но и притом царь и глава их, для того, после довольной молитвы о себе, присовокупляет молитву о всем народе своем, и притом молитву общую: понеже не мог он взойти в нужды каждаго лица особливо. //Избави//, глаголет, //Боже, Израиля от всех скорбей его//. Где под именем Израиля объемлет все 12 колен народа Израильскаго, аки бы рекл: не довлеет мне единому избавлену быть от скорбей, но прошу еще, избави и Израиля, сиречь, весь народ Израильский, от всякаго рода скорбей и напастей. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его** Ст. 22 составляет литургическое прибавление; молитва Давида о себе самом могла скоро сделаться богослужебною молитвою всего народа во время нападений врагов, и тогда сделано это прибавление. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его** Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка. В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание [[old:ps:016:start|XVI]] Пс искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося ([[old:ps:024:01|1]], [[old:ps:024:07|7]] и [[old:ps:024:11|11]] ст.) для достойного присутствия при совершении литургии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его** Под именем «**Израиля**» ближе всего нужно разуметь весь народ израильский, состоящий из 12 колен потомства Иакова патриарха, названного Израилем [[old:gen:32:28|(Быт. 32:28)]], а потому и все потомство его в Писании обычно называется **Израилем**. Вознеся ко Господу Богу молитвенные прошения об избавлении самого себя от скорбей и бедственных обстояний, Давид как царь молится вместе с тем и о всем народе своем, чтобы Господь **избавил Израиля от всех скорбей его**. Во время царствования Давида в царстве его происходило немало волнений и смут гражданских и общественных, от которых страдал и претерпевал скорби весь народ израильский, а потому и Давиду как царю этого народа естественно было возносить молитвы Господу Богу о народе своем. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]