[<10>] ====== Толкования на Пс. 25:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея** **Господи, возлюбих благолепие дому Твоего Благолепие дома** — украшающиеся в Церкви богочестием. Желаю, говорит Псалмопевец, видеть божественный дом, в котором сияет благодать Твоя. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея** Вслушаемся внимательнее в слово Пророка: **Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея**. Храм Божий любезен ему: потому что благолепен. Но чем благолепен и любезен? – Не одним блеском видимых украшений, хотя и сии могут иметь полезное действие на чувство благоговения, но наипаче тем, что он есть дом Божий и место селения славы Божией, что в нем живет Бог и Его Божественная слава. Приметьте, что по разумению Пророка, храм есть место не временнаго только и преходящаго явления, но постояннаго селения славы Божией. Слава Божия не тогда только была во храме, когда ее видели, в чудесном облаке осеняющем, в небесном огне ниспадающем на жертвы, как было во дни Моисея и Соломона, но она пребывает в нем всегда. Не видит ее пытливое око, но чувствует ея присутствие верующее сердце, и сие чувство исторгается из сердца в слове восторга: **Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея**. **//Беседа на обновление храма Святых Апостолов Петра и Павла. 1852 г.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-10 **Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. Их же в руку беззакония, десница их исполнися** даров Вместо слова: //«благолепие» Симмах// употребил: чертог; а вместо слов: //«мужи кровей»//, мужи убийцы. Как можно скорее, Владыка, говорит Пророк, избавь от пребывания с ними меня, возлюбившаго дом Твой, источающий лучи благодати Твоей, чтобы не погибнуть мне вместе с людьми злочестивыми, любителями даров, убийцами, жертвующими правдою. И сим Пророк опять дал разуметь, что говорит об иноплеменниках; а домом Божиим наименовал скинию, потому что божественный храм не был еще построен. Почему и присовокупил: //«место селения славы Твоея»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея** **Господи, возлюбих благолепие дому Твоего** Поелику, говорит, я люблю благолепие или красоту святого дома Твоего, то посему я и желаю опять видеть его. А под благолепием он разумеет красоту кивота и скинии Моисеевой, ибо во время Давида храм Иерусалимский еще не был создан. **И место селения славы Твоея** Не только, говорит, я возлюбил благолепие дома Твоего, но и самое место, где поставлена славная Твоя скиния, я люблю и считаю вожделенным. Или местом селения опять называешь ту же самую скинию. Ибо Давид имеет обыкновение называть одну и ту же вещь разными словами. Почему некто (может быть //Божеств. Кирилл//) сказал: В дому Господа, то есть, в селении славы Его, ибо Он поселяется в церквах, можно видеть великое благолепие; здесь священнолепный вид служащих и чин собраний, исполненный величайшего благоустройства; песни и славословия и слова Богодухновенного писания как бы наполняют великим благоуханием слушающих в молчании с благочинностью таинственные возглашения, предложения, дароношения, молитвы без развлечения и восторженные к Богу от возвышенности мысли; речи богоглаголивых учителей, тайноводства, внушения и образы утешения, укрепляющие душу; и все другое честное притом только содержащееся в божественных законах. Итак благолепен был и чувственный дом Господа и вожделенен для святых и по истине священно селение славы Его. И опять: Чего нельзя найти для содействия духовному благолепию в церкви Христа, то есть, в верующих в Него, у тех, которые украшают души свои всякою добродетелью? Ибо в них изображается Христос— прекраснейший добротою более всех сынов человеческих,—изображается же чрез освящение и всякую действительную добродетель. Посему благолепие такового дома составляют отличающиеся в церкви благочестием. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== ** Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея.** Сими словами показывает Пророк, что изгнание не по чему иному было для него несносно, как разве потому, что не мог он видеть скинии Господней. Ибо душа, воспламененная зельною любовию к Богу, ничего прекраснее не обретает на земле, как оное место, где присутствие Бога явственно показывается. Нарицается же скиния //домом Божиим, и местом селения славы Его//, первое потому, что в ней находился ковчег завета; второе, что на оное место часто снисходил облак светлый, в знамение присутствия Божия; третие, что в том же месте находилось прорицалище, из котораго Бог обыкновенно давал ответы чрез служителей Своих. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея** //"Возлюбил я обитель дома Твоего"//. Давид отличался сильно развитой религиозностью, почему посещение богослужения и присутствие в скинии было для него не просто исполнением долга, но и делом личного влечения. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея** Под именем **дома Господня и места селения славы Его** Давид разумеет здесь скинию Господню, устроенную Моисеем по повелению Божию, а благолепием называет красоту кивота Господня и той же самой скинии. С особенным благолепием устроена и украшена была скиния, и по временам особенным образом проявлялась в ней слава Господня [[old:ish:40:34|(Исх. 40:34]]; [[old:chis:30:start|Чис. 30)]]. В той же самой скинии, при кивоте Завета, Господь открывал волю Свою народу или Сам непосредственно, или чрез священнослужителей [[old:chis:12:05|(Чис. 12:5-6)]]. Словами сего стиха Давид как бы выражает скорбь свою и жалобу на то, что его безвинно удалили от дома Божия, который ему настолько любезен, насколько ненавистны капища и требища идолов: **Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]