[<10>] ====== Толкования на Пс. 25:12 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю тя, Господи** См. Толкование на [[old:ps:025:11#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 25:11]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю тя, Господи** **Нога моя ста на правоте** Нога моя, Господи, стоит, говорить, на правде, то есть, пути жизни моей удалены от всякой кривизны и лукавства; а это подобно выше сказанному: я ходил в незлобии моем. **В церквах благословлю Тя, Господи** Когда, говорит, исполнится сказанное мною выше и я освобожусь от терпимого мною зла; то в следующее за сим время я составлю псалмы, которыми буду воспевать Тебя, Господи, во всех народных собраниях. По //Феодориту//: это слово и исполнилось на деле; потому что ныне каждая христианская церковь в собраниях и последованиях своих имеет песнопевца и учителя божественного Давида. Этот псалом приличен и каждому христианину, претерпевающему наветы и гонения от врагов своих. Почему каждый может оправдываться, так как и я, будучи поражаем врагами моими, переносил вред великодушно; будучи обижаем, не враждовал против обижающего меня; и нечестивыми будет почитать неверных и еретиков, под жертвенником будет разуметь местный храм, заключая от части к целому, тот же храм и под домом Божиим и прочие слова псалма будет приспособлять к ceбе, с некоторым видоизменением, по приличию и сходству. Тот же Давид и в другом месте говорит: посреди церкви воспою Тебя [[old:ps:021:23(|Пс. 21,23)]]. И не только сам он молился в церквах, но и других побуждает молиться в них, говоря: в церквах благословите Бога [[old:ps:067:28|(Пс. 67,28)]], потому что молящийся в церкви лучше бывает выслушиваем, нежели находящийся в дому. Почему и //Златоуст// сказал: но что за холодное извинение у многих? Могу, говорит, молиться и в доме. Человек, обманываешь себя; молиться и в доме возможно; но так молиться, как в церкви, невозможно. Здесь такое множество отцов. Здесь совокупно воссылается вопль к Богу; ты когда и господина просишь о чем либо, не так (легко) бываешь выслушиваем один, как вместе с своими братьями. А здесь есть нечто и большее: например: единодушие, согласие, союз любви и молитва священников. Ибо для того то предстоят и священники, чтобы молитвы от народа, сделавшись крепче чрез вспомоществование от оных, как сильнейших, вместе с оными взошли на Небо. (Слово 3-е, о Непостижимом). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю тя, Господи.** Сими преносными словами дает знать Пророк, что молитва его услышана, и что он сохранен был невредим. А понеже ведал, что рукою Божиею подкреплен будучи, устоял тверд и непоколебим в напасти, сего ради располагает себя к хвале и благодарению, и притом глаголет, что не токмо уединенно памятовать будет благодеяние Божие, но и во всенародных собраниях засвидетельствует, колико чувствует он Божию милость. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи** За такой образ мыслей и действий, псалмопевец молится, да спасет его Господь из настоящей нужды, да не погубит его вместе с нечестивыми, с которыми у него нет ничего общего. Созерцая верою спасение свое уже совершившимся (**нога моя ста на правоте** – противоположность неровному пути несчастия), псалмопевец обещает перед всеми прославлять Господа. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю тя, Господи** //"Моя нога стоит на прямом пути"// - я прав пред моими врагами. - //"В собраниях благословлю"// - за милости, оказанные мне, за защиту буду воспевать Бога в песнях пред всеми людьми и во всех собраниях, разумеется религиозных. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи** **На правоте** – то же что на прямом пути. Образное выражение: «нога моя стала на прямом пути» имеет, значит, такой смысл: при всех бедствиях и затруднительных обстоятельствах я сохранен невредим и остался непоколебим. А потому, сознавая, что в этом состоянии непоколебимости и целосохранности я удержан десницей Божией, я буду не только всегда чувствовать благодарность за благодеяния и помощь Божию, но еще и всенародно буду прославлять милость Твою, Господи: **в церквах благословлю Тя, Господи**. Блж. Феодорит думает, что в этих последних словах заключается пророчество Давида о том, что псалмы его всегда будут петь или читать в церквах христианских, и таким образом во всех церквах по вселенной он будет песнословить и благословлять Господа, что и исполняется [6, с. 118]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]