[<10>] ====== Толкования на Пс. 26:10 ====== ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя** //Умозрение на слова: **отец мой и мати моя остависта мя**.// Так и сказав: **отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя**, ясно высказался, - как я думаю, - о необходимых для желающих нетления оставлении и удалении от естественного закона плоти относительно рождения и тления, по которому мы в результате преступления [заповеди] и рождаемся, и существуем, и от вскормившего нас по-матерински чувства, посредством коих [т.е., оставления и удаления] видимый мiр оставляется и оставляет [нас], а Господь приемлется и, по духовному закону достойных усыновляя [Себе], а для них делаясь отцом посредством ведения и добродетели, всего Себя всецелым достойным подает по подобию как Благий. Или, возможно, под **отцом** и **матерью** подразумевает он писаный закон и телесное согласно ему поклонение [Богу], с оставлением которых обычно воссиявает в сердцах достойных свет духовного закона, и даруется свобода от рабства плоти. //**Амбигвы к Иоанну.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя** Потому что гонимый Саулом принужден я был жить вдали от родителей. Но вместо всего этого для меня довлеешь Ты, Владыка. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя** **Яко отец мой и мати моя остависта мя** Не оставь меня, Господи, говорит, ибо я лишен всякого утешения и от самых родителей и родственников моих, не только помощи от друзей моих. Ибо все, боясь Саула, не смеют подать мне помощь. **Господь же восприят мя** Давид сказал сии слова в утешение свое. Хотя, говорит, и все оставили меня, но Господь взял меня под кров Свой и покрывает и избавляет меня от врагов моих. А //Божеств. Максим// говорит: Искусно отцем и матерью выражает писанный закон и телесное служение в оном, за уступлением которых обыкновенно воссияет в сердцах достойных свет духовного закона и дарует свободу от рабства по плоти. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== ** Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.** Дает причину, чего ради требует помощи и спасения от Бога: понеже, глаголет, никто так не любит нас, как Ты. Здесь заметить должно свойство Еврейскаго слога, которым Давид беседует к Богу из почтения не во втором, как бы следовало по связи речи, но в третием лице: ибо не глаголет: «ты же восприял мя еси», но //Господь восприят мя//. Сему подобное изречение читаем в книге Бытия ([[old:gen:31:35|Быт. 31:35]]), где Рахиль так говорит отцу своему: д//а не возимеет гнева господин мой, не могу бо востати пред Тобою//. И в книге [[old:3ts:01:27|3Цар. 1:27]], глаголет Нафан к Давиду: //от Господа ли царя моего бысть глагол сей, и не сказал еси рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя по нем?// Итак, оныя слова: //Господь же восприят мя// положены вместо сих: //Ты же, Господи, восприял мя еси.// Но и сии слова суть аллегорическия, или иносказательныя, которыми весьма прилично изображается Божие милосердие к человеку. Ибо Давид не в отроческом находился возрасте, когда писал сие, ниже требовал от родителей своих помощи, кои в тягость паче, нежели в помощь могли ему быть при тогдашних его обстоятельствах. Итак, разум слов сих есть следующий: я теперь подобен новорожденному младенцу, котораго отец и мать оставили без всякаго призрения лежащаго на земле, и преданнаго на произвол судьбы. Но Ты, Господи, тако мене брошеннаго и оставленнаго человеколюбно подимеши, и в недра Твои яко отец приимеши. В самом деле, ежели кто прилежнее разсудит о немощи естества человеческаго, тот никак отрещися не может, что мы весьма прилично уподобляемся младенцам, оставленным от родителей. Исаиа же о сей материи так разсуждал, что не младенцу, но птенцу ластовицы себя уподобил: //яко птенец ластовицы, тако возопию// ([[old:is:38:14|Ис. 38:14]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя** //"Отец мой и мать моя оставили меня"//. Родственники Давида уклонялись от сношений с ним, так как Давид преследовался Саулом, как противник величества, как враг царя, и близость к нему даже со стороны родных Давида могла быть истолкована подозрительным Саулом как содействие ему в его мнимом восстании на царя. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя** Находясь в изгнании, в чужой земле (у филистимлян), в отдалении от родных и друзей, Давид представляет себя в положении беспомощного младенца, оставленного родителями, и вот, желая выразить это свое сиротство и одиночество и вместе с тем надежду на всесильное покровительство Господа, он говорит: хотя и всеми оставлен я, даже отец и мать, самые близкие мои, оставили меня; но я не оставлен Богом. Господь принял меня. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]