[<10>] ====== Толкования на Пс. 27:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров** **Псалом Давиду** //Содержание:// Давид воспевает настоящий псалом от лица уверовавших во Христа, прошением своим призывая в помощь Бога. А также в псалме заключается проклятие безрассудству иудеев, и молитва об отлучении от злой их части. **К Тебе Господи воззову; да не уподоблюся низходящим в ров** Божественному Писанию обычно рвом именовать ад. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров** **«Псалом Давиду».«К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящим в ров»**. Псалом сей изречен Давидом, когда был он гоним Саулом, и злоумышляли против него мнимые друзья, доносили на него, и покушались открыть его Саулу. Таков был Доик, таковы были Зифеи и кроме них многие другие. Приличествуют же, как сей псалом, так и предшествующие ему псалмы, всякому впадшему в подобныя бедствия. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно блаженному Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления. Слово //«воззову»// Пророк употребил, разумея не голос, но усердие, усильную и ревностную молитву. Оборот же речи: //«не премолчиши от мене»// заимствован от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать. Поэтому, если //«премолчиши от мене»//, и лишишь меня Своей помощи, говорит Пророк, то немедленно предан буду смерти. Ее назвал он рвом; потому что на подобие рва искапывается могила. ===== Евфимий Зигабен ===== **К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров** **К Тебе, Господи, воззову** Господи, говорит, к Тебе одному буду взывать (сильно), так как на одного Тебя я взираю, ибо я оставлен всеми сильными в войне. А взыванием выражает великое напряжение и силу молитвы. //Великий Василий// говорит: не пропускай мне слова: воззову. Но узнай, что когда кто просит у Бога земного, употребляет слабый голос, а когда небесного, сильно взывает и вопиет. Почему в писаниях святые взывали к Богу. Также //Феодорит//: воззову, поставил не в отношении к голосу, а в отношении к усердию и сильной и прилежной молитве. **Боже мой! да не премолчиши от мене** Не пропусти меня (слова мои), говорит, Господи, мимо слуха. Ибо это означает в переносном смысле—премолчи. Потому что, по словам Феодорита, те, которые не хотят выслушать кого-либо, молчат и ничего не говорят к тем, которые домогаются чего-либо у них. **Да не когда премолчиши от мене** Не пропусти, говорит, мимо слуха, Господи, когда-либо слова мои, поелику я имею нужду в Твоей помощи. **И уподоблюся нисходящим в ров** Если, говорит, Ты Господи, не услышишь меня и не поможешь мне, я тотчас сравнюсь с мертвыми, иначе—умру. Ибо рвом называется гроб. Или под рвом должно разуметь пропасть, в которой уже не может быть подана помощь тому, кто впадет в нее, по причине безысходности ее и невозможности освобождения от оной. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом Давиду. К тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене: да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящым в ров.** **СОДЕРЖАНИЕ** //Сей псалом равнаго содержания с предыдущим, и потому, во-первых, содержит прошение о скором избавлении от напастей, причиняемых со стороны нечестивых (ст. 1‐3). Во-вторых, изображает неблаговоление Божие ко всем нечестивым и развратноживущим, а наипаче к презрителям закона и веры (ст. 4 и 5). В третием отделении Давид приносит благодарение Богу, с прославлением величества Его, за милостивое приятие молитв и за всесильное освобождение от бед, с присовокуплением желательного прошения о благосостоянии Церкви, о ея спасении, благословении, управлении и возвышении.// ТОЛКОВАНИЕ Начинает псалом обыкновенным призыванием Бога, дабы подать свидетельство и о вере своей, и о доброй совести. Ибо хотя повсюду есть люди, подверженные многим бедствиям, однако, не многие из них прибегают к Богу: но большая часть или узду грызут подобно упорным коням, или на воздух пускают суетные вопли, или, побежденные отчаянием, падают под бременем зол. Понеже все они не имеют благия совести и никогда не испытали, колико может Божия благодать, и потому не взирают к ней. Давид, нарицая Бога //крепостиею своею//, утверждает, что он, не токмо будучи в благополучии и покое, удостоверен был о помощи Божией, но ту же веру и в крайних бедствиях своих еще питает. Потом присовокупляет, какая нужда угнетает его, сравнивая себя с мертвыми, или с низходящими во гроб. Впрочем, желал изобразить чрез сие не столько великость опасности, в которой он находился, сколько засвидетельствовать, что он не скитался мыслями туда и сюда, требуя спасения: но так зависел от единаго Бога, что вне милости Его нигде надежд своих не полагал. Равно как бы так сказал: я есмь ничто, ежели Ты отступишь от меня; я погиб, ежели Ты един не поможешь мне. Оныя слова: //да не премолчиши от Мене,// сказаны Еврейским слогом, и притом не просто, но в преносном смысле, взятом от людей, которые, будучи от кого-либо умоляемы, молчат и на вопросы ответствовать не хотят, и следовательно презирают; аки бы сказал: не презри, но выслушай молитву мою: аще же премолчиши, ничтоже отвещав на моление, приносимое от Мене, абие смертию умру. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящым в ров** Псалом этот мог быть написан Давидом во время Авессаломова гонения. Вынужденный уйти из Иерусалима, царь (ср. в [[old:ps:027:08|ст. 8]] – //Христа//) настоятельно молит Господа, чтобы Он вступился за него против коварного [[old:2ts:15:start|(2 Цар. 15]] и д. ср. [[old:ps:027:02|ст. 2]] этого псалма) Авессалома и приверженцев его, сказал бы решительное слово (**не премолчи**) и этим спас бы его преследуемого от опасности смерти. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров** Псалом мог быть написан Давидом во время гонений от Авессалома, когда он бежал из Иерусалима и был далеко от святилища ([[old:ps:027:02|2]] ст.); он был уже помазанным царем над всем народом ([[old:ps:027:08|8]] ст. "помазанник"), а его враги под предлогом заботы о благе народа и о мире на самом деле скрывали и преследовали личные цели ([[old:ps:027:03|3]] ст.). Таким положение Давида было во время бегства из Иерусалима от Авессалома. **К тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящым в ров** //Господи! Услышь мою молитву, с которой я обращаюсь к Твоему храму// //"Не будь безмолвен для меня"// - не будь невнимательным к моей молитве, выслушай и окажи мне помощь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров** Объяснение надписания сего псалма – Псалом Давиду – сделано выше (см. [[old:ps:002:start|Пс. 2]] и проч.). По содержанию псалом сей имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом, [[old:ps:026:start|26]]. В нем также Давид выражает жалобу Господу Богу на нечестивых и молитвенное прошение об избавлении от напастей, причиняемых со стороны нечестивых, а также о заслуженном ими воздаянии и наказании по делам их. Во второй половине псалма псалмопевец приносит благодарение за услышание и милостивое принятие молитв и за всесильное освобождение от бед и просит о спасении и благословении народа и Своего достояния, т.е. Церкви. Псалом начинается молитвенным призванием Бога в таких словах: **К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров** **Да не премолчиши от Мене** значит: не безмолвствуй для меня, не умолчи на мою молитву, но услыши, внемли ей и окажи Свою милость. **Уподоблюся низходящим в ров** значит: буду подобен мертвым, которых хоронят в могиле. «**Ров**» от слова «рою», значит «вырытое место, яма, могила». **Да не премолчиши от Мене** – такой оборот речи, по мнению блж. Феодорита, взят от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать, как бы презирая обращенную к ним просьбу. Значит, смысл изречений сего стиха будет следующий: обращаясь к Тебе, Господи, с молитвою, прошу: не презри моления моего, не премолчи, если же премолчишь, не окажешь мне Своей милости, то немедленно уподоблюсь нисходящим в ров, т.е. немедленно буду предан смерти. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]