[<10>] ====== Толкования на Пс. 27:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих** **Не привлецы мене со грешники.** **Грешниками** называет народ иудейский, по сказанному иудеям Спасителем: //аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших// ([[new:in:08:24|Ин. 8,24]]). Они же суть и делающие неправду, потому что убили неповинного и праведного, кого Закон запрещал убивать. **Глаголющими мир с ближними своими.** Говорит это потому, что, называя Спасителя учителем и благим, замышляли против Него зло. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих** Блаженный Давид молится, чтобы не иметь ему никакого общения с поступающими двоедушно; он говорит: гнусны для меня те, которые одно говорят, а другое думают. По сей-то причине желает, чтобы пожали они возмездия, соответственныя их начинаниям. Ибо говорит: ===== Евфимий Зигабен ===== **Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих** **Не привлецы мене со грешники** Не повлеки, говорит, меня, Господи, на осуждение вместе с грешниками, т.е. иноплеменниками, как живущего и обращающегося с ними. Ты знаешь, что я живу между ними против воли, по насилию от гонения Саулова. Когда молимся в семь псалме о себе, то под грешниками должны разуметь неверных и еретиков, или демонов. **И с делающими неправду не погуби мене** Этим стихом изъясняется предыдущий и выражает одну и ту же мысль с предыдущею. В рассуждении сего //Божественный Кирилл// вопрошает и говорит: "Но может быть кто скажет: разве дерзающие говорить подобное были безгрешны? И как они приписывают себе непорочность?" На сие скажем: все мы имеем привычки греховные, но когда кто-либо сделает чрезмерно важные преступления, как бы опустив все узды для беззакония, тогда ум кротчайших (людей), стыдясь того, в чем сознает себя преступником, просит Бога—не попускать ему падать в чрезмерные преступления и избирать гнусную и ненавистную жизнь явно и открыто. Посему согласно с сими словами божественного отца мы должны почитать грешниками и делающими беззаконие согрешающих смертно и явно, также тех, которые в сердце своем враги, а устами лицемерно выражают дружбу. Красиво изъяснил это слово и //Ориген// так: иудеи обвиняли Иисуса, говоря: ты ешь и пьешь с грешниками. Но Он, не получая вреда от них, сверх того приносил пользу. Так поступает и подражатель Христов. Но если кто не приготовлен и без силы вринется в такую опасность—пребывание с грешниками и делающими беззаконие, тот, не сделав им никакой пользы, сверх того себя погубит. Итак пророк здесь желает, дабы себя приготовляли так, чтобы быть и с грешниками и делающими беззаконие, но не увлекаться ими (в Катенах). **Глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих** Некоторые из друзей Сауловых, представляясь наружно друзьями Давида, тайно злоумышляли против него, а больше всех сам Саул. Почему здесь говорит о них. //Феодорит//: блаженный Давид умоляет не иметь никакого сообщения с употребляющими обоюдность, ибо гнусны, говорит, те, которые иное говорят, а иное думают, почему желает, чтоб они познали воздаяния, соответствующие злоумышлениям их. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== ** Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.** Давид просит Бога, дабы Он не предал его одной и той же погибели вместе с прочими беззаконниками. Ибо хотя и признает себя грешником, однако не таким, каковыми описывает здесь врагов своих, и притом не с тем просит, аки бы мнил, что Бог, никакого разбора не имея, гневается на людей: но паче, умословствуя от Божия существа, заключает, что он, яко невинный и ничем не оскорбивший своих врагов, должен иметь лучшую пред ними надежду, понеже де свойственно Богу невинных различать от виновных, и каждому воздавать праведную награду. Под именем //делающих неправду// разумеет людей, вовсе предавшихся беззакониям. Хотя бо и сынове Божии иногда падают, или заблуждают, или другим каким-нибудь образом грешат; однако грехами своими не утешаются, но паче, чувствуя страх Божий, грехи свои оплакивают и раскаиваются. Потом описывает злобу тех людей, которые под видом дружбы коварно обманывают добрых, и которые иное произносят языком и иное скрывают в сердце. Ибо явная злоба бывает сноснее, нежели сия лисия хитрость, которая ко вреду людей с ласкою внедряется в сердце. Из сего изречения научаемся, что Богу зело ненавистны те люди, которые ласкательством, аки ядом, заражают простыя и неосторожныя сердца. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих** //Не дай мне погибнуть вместе с нечестивыми, но накажи последних за их пренебрежение к Твоим делам// Так как Бог правосуден и справедлив, а враги Давида поступают недостойно и греховно, то он уверен, что они будут наказаны Богом. Настоящее положение Давида, преследуемого этими врагами, настолько тяжело и опасно, что угрожает его жизни. Гибель его от беззаконных врагов как бы приравнивала его судьбу к судьбе последних, а отсюда он являлся как бы нечистым. Означенная молитва Давида тогда имеет следующий смысл: не погуби меня, чтобы не сравняться мне с нечестивыми. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих** **Не привлецы мене со грешники** значит: не предавай меня одинаковой участи с беззаконниками, чтобы не быть мне привлеченным к одному и тому же суду с людьми, творящими явную неправду, и с нераскаянными грешниками, с лицемерами и обманщиками. Давид хотя и признает себя грешником, но, надеясь на правосудие и милосердие Господа, просит Его избавить от гибельной участи, уготованной злым и нераскаянным грешникам, не погубить его вместе с теми, которые говорят «мир» **ближним своим** и в то же время в сердцах своих питают в отношении к ним злобные чувства, которые, под видом дружбы, коварно обманывают добрых. Таковыми были некоторые из приближенных Саула, которые, представляясь наружно друзьями Давида, тайно злоумышляли против него, а больше всех таковым был сам Саул. Изречениями сего стиха пророк ясно учит нас, что Богу весьма противны те люди, которые льстивыми словами, лицемерным ласкательством и лживыми мудрованиями, как ядом, заражают простые и неосторожные сердца. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]