[<10>] ====== Толкования на Пс. 28:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его** **Поклонитеся Господеви во дворе святем Его.** Этим дается нам ясное повеление, что не должно покланяться вне Церкви; сказано же это по причине иномысленных сборищ. Итак, поклонение должно быть не вне Церкви, но в самом дворе Божием. Не вымышляйте себе, говорит, особенных дворов и собраний. Один есть святый Божий двор. Под именем **двора** можно еще разуметь восшедших в небесное жительство. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его** **«Поклонитеся Господеви во дворе святем Его».** По принесении требуемых плодов нужно поклонение, поклонение, совершаемое не вне церкви, но в самом дворе Божием. Псалом говорит: не придумывайте особенных дворов и сходбищ. Святой двор Божий один. Прежде двором сим была иудейская синагога, но после того как согрешили иудеи против Христа, //«двор их пуст»// [[old:ps:068:26|(Пс. 68,26)]]. Посему и Господь говорит: //«И ины овцы имам, яже не суть от двора сего»// [[new:in:10:16|(Ин. 10,16)]], и разумея тех, которые из язычников предопределены ко спасению, показывает, что у Него есть собственный Свой двор, кроме двора иудеев. Посему надобно поклоняться Богу не вне святого двора сего, но находясь внутри его, чтобы, оставаясь вне и увеселяясь внешним, не потерять и права быть во дворе Господнем. Ибо многие по наружности стоят на молитве, но не суть во дворе, потому что мысль их носится там и здесь и ум развлечен суетою заботы. Но под двором, в смысле более возвышенном, можно еще разуметь небесную обитель. Посему которые здесь //«насаждени в дому Господни»// - что есть Церковь Бога Живаго, - те и там, //«во дворех Бога нашего процветут»// [[old:ps:091:14|(Пс. 91,14)]]. А кто боготворит чрево или славу, или серебро, или другое что предпочитаемое им всему прочему, тот //«не поклоняется Господу»//, тот не **«во дворе святем»**, хотя бы и казался достойным видимых собраний. //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его** Молитесь так, чтобы в молитвах ваших явилось величие имени Иисуса, и вы, силой Его, взошли в нерукотворенный сердечный храм для поклонения духом и истиною; молитесь тщательно и постоянно; молитесь в страхе и трепете перед величием имени Иисуса. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его** См. Толкование на [[old:ps:028:01#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 28:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его** **Принесите Господеви славу имени Его** Принесите, говорит, славу имени Его похвальными и богоугодными делами. Потому, что грешникам сказано: по причине вас имя Мое злословится язычниками [[old:is:52:05|(Ис. 52,5)]]. Язычник и неверный, видя жизнь христианина, когда она хороша, хвалит и прославляет Христа (говоря), что Он учитель добродетели; а когда жизнь христианина порочна, обвиняет и злословит еще более Христа, как учителя зла. Посему-то говорит: принесите Господу похвалу имени Его, или Ему самому, принимая cие за описание. **Поклонитеся Господеви во дворе святым Его** До пришествия Христова святой двор был—иудейский, то есть Иерусалимская синагога, по изъяснению Василия Великого, а по пришествии Христовом и причинении Христу иудеями крестной смерти, двор их опустел. В последствии времени святым двором сделался двор Христов—христианская церковь и вера. В сей то церкви Давид побуждает христиан покланяться, запрещая незаконные собрания еретические, и избирая одну только преданную Христом веру. Можно под двором разуметь и небесный (двор). Посему те, которые насаждены здесь—в дому Господнем долу, то есть в церкви верующих, процветут и там—в горнем, в небесных дворах Божиих. Посему тот же Василий говорит: Итак не вне сего св. двора должно покланяться Богу, но в нем самом, дабы, находясь вне двора и развлекаясь внешними, не потерять пребывания во дворе Господнем. Многие стоят в виде молящихся, но не находятся во дворе, по причине рассеянности ума и по причине увлечения рассудка их суетною заботливостью. А боготворящий чрево, славу, или сребро, или что другое паче всего им уважаемое, и не кланяется Господу и не находится во дворе святом, хотя по-видимому и достоин чувственных собраний. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его.** Сие есть то жертвоприношение, которое приносить Господеви наипаче убеждает нас Пророк. //Принесите//, глаголет, //Господеви славу и честь, поклонитеся Господеви//, то есть, не токмо гласом восхвалите Бога, но и преклонением колен почтите Его, и чрез то засвидетельствуйте, что Он есть верховный Владыка и Бог всех. В Еврейском тексте, вместо слова //честь//, читается «крепость». Откуду разумеем, что честь, которую по переводу седмидесяти толковников должны мы Богу воздавать, есть честь прославления могущества и власти Господней. Ибо тогда истинно почитаем Бога, когда силу Его и власть признаем и исповедуем. Но и слово //честь// весьма прилично в сем месте положено, поелику во всем псалме приписывается она всемогуществу Божию: //Поклонитеся Господеви во дворе святем Его//. Под именем двора святаго, в котором Пророк повелевает поклонитися Богу, разумеется в простом смысле преддверие скинии Иудейския, в которое всем без разбору позволен был вход, выключая самую скинию, куда одни токмо священники входить позволение имели: а в таинственном особенне означается православно-кафолическая церковь, яже есть аки двор или преддверие скинии небесныя. Ибо в церковь и добрые и злые повсюду допускаются; в скинию же небесную одни токмо те взойти имеют, которые возмогут рещи Христу с Тайновидцем: //сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи// ([[new:otkr:05:10|Откр. 5:10]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его** См. Толкование на [[old:ps:028:01#ep_irinej_orda|Пс. 28:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его** См. Толкование на [[old:ps:028:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 28:1]] [<10>]