[<10>] ====== Толкования на Пс. 28:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии** **«Глас Господень в крепости»**. Как бывает глас в колесе, так глас Господень состоит в крепости, ибо кто //«вся может о укрепляющем Христе»// (ср.: [[new:fil:04:13|Флп. 4, 13]]), тот слышит и исполняет заповеди Господни. Посему глас Господень не в немощной и расслабленной душе, но в той, которая с напряжением и крепостию творит добро. **«Глас Господень в великолепии»**. Великолепие есть доблесть особенно великая. Посему кто с благоприличием совершает все, что входит в какое-нибудь великое деяние, тот называется великолепным. Когда душа не будет раболепствовать мудрованию плоти, но в сознании того, что дано ей от Бога, восприемлет приличные ей величие и достоинство, тогда в ней **«глас Господень»**. Кто имеет не тесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы тварей, возмог, по крайней мере несколько, постигнуть благость Божия Промысла и, сверх того, не щадит издержек, но щедр, когда потребно исправить нужды братий, тот великолепен. И в таковых вселяется **«глас Господень»**. Ибо в подлинном смысле великолепный презирает все телесное, признавая оное не имеющим никакой цены в сравнении с невидимым. Того, кто великолепен, никакое обстоятельство не оскорбит, вообще никакое страдание его не возмутит, проступки людей негодных и презренных не приведут его в движение, нечистота плоти не унизит его, он недоступен унизительным страстям, которые не могут возвести на него очей по причине высоты его мыслей. Приписывается же и Богу некоторое великолепие, например: //«взятся великолепие Твое превыше небес»// [[old:ps:008:02|(Пс. 8, 2)]]. Посему те, которые имеют о Боге великие представления, превозносят Его великолепие. **//Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии** Согласно с сим научает нас и история Деяний. Ибо из оной узнаем, что Владыка Христос, пред вознесением Своим на небо, повелевал святым Своим ученикам, говоря: //«вы же»// пребывайте во граде сем, //«дондеже облечетеся силою свыше»// [[new:lk:24:29|(Лк.24:49)]]; и, по прошествии десяти дней, в праздник Пятьдесятницы,// «бысть глас с небеси, якоже носиму дыханию бурну, и исполни дом, идеже бяху седяще»//: и были //«им разделени языцы яко огненни, и седе на едином коемждо их»// [[new:act:02:03|(Деян.2:3)]]. Гласом же называет Пророк благодать Духа, исполнившую Апостолов крепости и силы, и бедным давшую великолепие. Потом показывает он, что совершили укрепленные сим гласом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии** **Глас Господень в крепости** Глас, говорит, Господа бывает в том муже, который крепок против страстей. Сей голос укрепляет его и подает советы, что делать ему. Василий Великий говорит: Как в колесе бывает голос, так в крепости состоит голос Господа. Ибо кто может все в укрепляющем Христе, тот слышит заповеди Господа и исполняет (их). Итак голос Господа не в слабой и изнеженной душе, но в производящей с силою и крепостию добро. **глас Господень в великолепии** Глас Господа, говорит, бывает в великолепном муже, то есть, презирающем земное и мудрствующем о небесном. Посему крепостью, о которой сказал выше, изображается упражняющийся в деятельной добродетели, а великолепием, о котором говорит здесь, указывается занимающиеся добродетелью созерцательною. Тот же Василий: Величие есть добродетель, производящая великое прекрасно. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии.** Сия похвала, приписуемая Божественному гласу, весьма изрядно приличествует обоим толкованиям, то есть, и простому и таинственному. Ибо глас Господа, повелевшаго водам в начале творения всех вещей разделитися и собратися в недра земли, да не возвращаются покрывати ю, не был глас тщетный и бездейственный, ниже подобный гласу грома, который обыкновенно ничего кроме великаго звука не производит: но был глас, исполненный силы, величества и славы, за которым вскоре последовало действие. Тако и глас Евангельския проповеди, от Самого Бога начало восприемшия, и от Христа и Апостолов распространившияся, не был глас тщетный, составленный из единаго звука слов, каков есть глас многих витиев и философов: но был глас наидействительнейший, чудесами и знамениями сопровождаемый. К действию гласа относится оное слово, //в крепости//, а к славе чудес оное речение, //в великолепии//, или, как в Еврейском тексте читается,// в красоте и сиянии//. Отсюду и апостол Павел в первом послании к Коринфяном глаголет: //слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы// ([[new:1kor:02:04|1Кор. 2:4]]). И в первом послании к Солуняном: //благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе// ([[new:1sol:01:05|1Фес. 1:5]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии** Здесь гласу Господню пророк приписывает два качества: крепость, или силу, и великолепие, или необычайную красоту. Оба эти качества можно усматривать в природе вещей видимых и невидимых. **Глас Господа** везде, где только он не проявлялся, при творении ли, или промышлении о мире, всегда был исполнен силы, величества и славы и сопровождался непременно соответствующим ему действием: //рече и бысть тако//. Так и глас евангельской проповеди, от Самого Бога Отца восприявший начало и чрез Христа и апостолов распространившийся по всему миру, не был гласом тщетным и бездейственным, как глас языческих философов и ораторов, но был исполнен духа и силы, «//не в препретелных человеческия премудрости словесех//» состоял, но «в явлении духа и силы», как говорит апостол [[new:1kor:02:04|(1 Кор.2:4)]], «//не в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе//» [[new:1sol:01:05|(1 Сол. 1:5)]]. Что касается до **великолепия гласа Господня**, то о нем весьма ясно свидетельствуют апостолы и евангелисты. Так, апостол Петр говорит, что Господь Иисус Христос принял от Бога Отца честь и славу, «//гласу пришедшу к Нему от велелепныя славы//» [[new:2pet:01:17|(2 Пет. 1:17)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]