[<10>] ====== Толкования на Пс. 28:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в Храме Его всякий глаголет славу** **Глас Господень свершающий елени, и открыет дубравы**. **Елени** суть святые; а **свершающий** значит приуготовляющий; потому что Он уготовал и послал святых Апостолов, по сказанному: //шедше научите вся языки// [[new:mf:28:19|(Мф. 28,19)]]. **Дубравами** именует Церковь, потому что древле была матерью древ бесплодных. **И в храме Его всякий глаголет славу**. Господь уготовал и послал святых Апостолов, чтобы обратили в бегство демонов и привели язычников к познанию Бога. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы: и в храме его всякий глаголет славу** **«Глас Господень свершающий елени».** Сообразно с предыдущим должно изъяснить и совершение **«еленей»**, какое производит глас Господень. Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся, но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображение злых и противных сил, как говорит Господь: //«Даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию»// [[new:lk:10:19|(Лк. 10,19)]], и как еще псалом обещает Пророку: //«На аспида и василиска наступиши»// [[old:ps:090:13|(Пс.90,13)]]. Посему, когда слышишь в Писании имя оленя, необходимо искать в слове изображения чего-то лучшего. Ибо //«горы высокия еленем»// [[old:ps:103:08|(Пс. 103,18)]] и //«желает елень на источники водныя»// [[old:ps:041:02|(Пс. 41,2)]]. Но и всякий праведник имеет пребывание в вышних, //«к намеренному гоня, к почести вышняго звания»// (ср.: [[new:fil:03:14|Флп. 3,14]]), и прибегает к удобопиемым источникам, ища первых начал богословия. Олень же дыханием своим извлекает ядовитых гадов, кроющихся в гнездах, и силою сего дыхания заставляет выходить из убежищ. Посему святой, как именуется орлом за свою превыспренность и большею частью отделенность от земли, овцою - за кротость и готовность делиться всем, что имеет, овном - за то, что предводит других, голубицею - за незлобие, так и оленем - за противодействие злу. Посему и Соломон говорит: //«Елень любве и жребя твоих благодатей да беседует тебе»// [[old:pr:05:19|(Притч. 5,19)]], а сим дает нам разуметь, что упомянутые теперь олени способны к учению богословия. **«Глас Господень свершающий елени».** Посему, когда увидим какого-либо Божия человека, совершенного и во всем преуспевшего, будем усиленно искать пользы в беседах с ним! Где есть олень, оттуда прогоняется всякая пресмыкающаяся злоба, потому что ядовитые гады не терпят запаха сего животного, бегут даже оттуда, где есть запах оленьих рогов. **«И открыет дубравы»**. Сперва глас Господень **«свершает елени»**, а потом **«открывает дубравы»** - места, заросшие деревьями, покрытые чащами диких и бесплодных растений, куда преимущественно привыкли убегать ядовитые гады. Поскольку же олень, свершаемый Господом, уже приуготован, то уподобляемый ему праведник **«открывает дубравы»**, чтобы преданы были обнаженные и уготованные растлители нашей жизни. И как //«всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает секирою и во огнь вметаемо»// (ср.: [[new:mf:03:10|Мф. 3,10]]), то по необходимости очищаются дубравы - те огрубелые души, в которых, как дикие животные, гнездятся различные греховные страсти, очищаются же словом, которое есть //«острейше паче всякаго меча обоюду остра»// (ср.: [[new:evr:04:12|Евр. 4,12]]). Поскольку же у многих из людей, обремененных житейскими заботами, души подобны земле, приносящей терние, и оно не позволяет душе питаться в плодоношение слова, **«то Господь открывает дубравы»**, то есть неприличие, непристойность и вред забот сей жизни, чтобы, когда откроется место добру и злу, люди не имели, по неведению, превратных суждений о вещах. Ибо многие и добро, когда оно трудно, почитают злом, а за худым гоняются, как за добрым, по причине соединенного с ним удовольствия. И заблуждение людей в таких делах неописанно. Потому к роду благ принадлежат деревья плодоносные и все кедры и ими означается нечто похвальное, а к роду зол - дубравы, которые открывает и обнаруживает глас Божий, чтобы не обманывались думающие найти в них какой-либо полезный плод. **«И в храме Его всякий глаголет славу»**. Да слышат слова псалма и да стыдятся те, которые предаются многоглаголанию. Что говорит псалом? Кто в храме Божием, тот не злословит и возвещает не суету, не что-либо исполненное срама, **«но в храме Его всякий глаголет славу»**. Здесь стоят святые Ангелы и записывают твои слова, здесь Сам Господь, и назирает расположение входящих. Молитва каждого открыта пред Богом; Ему открыто, кто по расположению, кто разумно просит небесного, кто только для вида, одними краями уст выговаривает слова, а сердце его далеко отстоит от Бога, кто хотя и молится, но просит здоровья телесного, плотского богатства, человеческой славы. В храме же Божием надлежит преимущественно глаголать славу Божию. Славословить Бога – занятие Ангелов. Для всего небесного воинства одно дело – воссылать славу Создателю. Всякая тварь, и молчащая и говорящая, и премирная и земная, славит Создавшего. А жалкие люди, оставя домы и стекшись в храмы, не приклоняют слуха к словесам Божиим, не исполняют долга естества (славословить), не скорбят, что состоят под властию греха, не сокрушаются воспоминая о грехах, не трепещут суда; но с улыбкою простирая друг к другу руки, дом молитв делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует и говорит, что во храме Божием всякий глаголет славу. А ты не только не глаголешь славы, но и другому служишь препятствием, обращая его внимание на себя и своим шумом заглушая учение Духа. Смотри, как бы вместо получения награды за славословие, не выйти тебе отсюда осужденным вместе с хулящими имя Божие. У тебя есть псалом, есть пророчество, есть евангельские заповеди и апостольские проповеди. Пусть поет язык; пусть ум изыскивает мысль сказанного, чтобы воспеть тебе духом, воспеть же и умом. Бог не требует славы, но хочет, чтобы ты стал достоин прославления. //Еже бо сеет человек, то и пожнет// [[new:gal:06:07|(Гал. 6, 7)]]. Посей славословие, чтобы пожать тебе венцы, и почести, и похвалы в Царстве Небесном.. //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в Храме Его всякий глаголет славу** **Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы** Еленям свойственно пренебрегать пресмыкающихся животных. Сию же власть даровал Владыка и священнным Апостолам. Ибо говорит: //«се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию»// [[new:lk:10:19|(Лк.10:19)]]. Укрепившись словом сим, изгнали они обольстителей вселенной демонов, и обнаружили идольскую немощь. И сие предвозвестило пророческое слово: «**глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы**». Ибо то и необычайно, что посредством еленей истребил множество всякаго рода зверей, посредством людей некнижных обличил безплодие философов, посредством рыбарей прекратил мучительство диавола. Дубравами же наименовал Пророк идольския капища, как совершенно безплодныя. Ибо таковы чащи, или дубравы, которыя у хороших земледельцев в обычае вырубать, чтобы, очистив занимаемую ими землю, насадить на ней плодовитыя дерева, или засеять ее годными в снедь семенами. Сие-то совершили и земледелатели вселенной; потому что, с корнем исторгнув идольския капища, вместо них насадили божественныя церкви. Посему-то "**в храме Его всякий глаголет славу**", необычайно великим делом сим возбуждаемый к песнопению. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в Храме Его всякий глаголет славу** **Глас Господень свершающий елени** Сими словами некоторые доказывают, что – глас Господа сокрушающего кедры, глас Господа пресекающего пламень огня, и глас Господа потрясающего пустынею, не поставлены с опущением – бывает, как мы изъяснили, но – по косвенному сочинению, или имеют форму разнородную и разнопадежную, то есть, поставлены сокрушающего, пресекающего и потрясающего, вместо – сокрушающий, пресекающий, потрясающий; ибо разнородная форма бывает, когда принимается мужской род вместо женского, а разнопадежная, когда поставляется родительный падеж вместо именительного. Оленями Давид называет учеников Христовых. Ибо как олень пренебрегает вредом ядовитых змей и ловит их посредством своего носа и обоняния, извлекая змей из нор их вон чрез втягивание в себя воздуха, ртом своим он умерщвляет их: так, по мнению Василия Великого, и каждый ученик Христов получил власть наступать на змей и скорпионов и всю силу вражию [[new:lk:10:19|(Лук. 10,19)]]. Сей-то, говорит, голос Христов совершил и укрепил учеников Его на пути евангельской проповеди и добродетели, то есть, вышеозначенный, говорящий: се даю вам власть и проч. Посему ученики Христовы ловили умственных змий духом дыхания своего и умерщвляли их силою слова, которое произносили из уст своих. Лань не только выше вреда от змей, но еще, по словам //Великого Василия//, съедаемая ею ехидна служить для нее очищением, как это говорят наблюдатели сего. **и открыет дубравы** Дубравами Давид называет здесь лесоподобные и бесплодные души язычников, в которых гнездились, на подобие зверей, различные жестокие страсти. Сии-то, говорит, души откроет и очистит голос или глагол Господа, изгоняя из них густую тьму. Ибо, по словам Павла, слово Господа острее всякого меча обоюдуострого [[new:evr:04:12|(Евр. 4,12)]], чтобы чрез очищение леса открылись звери, скрывавшиеся в нем и были легко уловлены ланями, то есть, учениками Господа. По словам //Феодорита//: Дубравами назвал капища идолов, как совершенно бесплодные, каковы и дубравы, или рощи. Лучшие земледельцы обыкновенно, посекая их и обнажая занимаемую ими землю, насаждают плодоносные деревья и сеют ядомые семена. То же делают и земледелатели вселенной: исторгнув с корнем капища идолов, они вместо оных насадили церкви Божии. Посему в храме Его всякий глаголет славу. **и в храме Его всякий глаголет славу** Кто только, говорит, уверовал во Христа, будет воздавать славу во храме Божием, находящемся во всяком месте, а не одни иудеи и не в одном иерусалимском храме. Говорит славу каждый верующий, когда поет песни Господу, благодаря Его, как Избавителя и Спасителя своего; а говорит такую песнь, смотря по требованию времени. К сему присовокупляет //Василий Великий//: Да слышат и постыдятся непрестанно выказывающие слабость языка в храме Божием, и напрасно входящие в оный. И если бы только напрасно, а не и со вредом! Бывающий в храме Божием возвещает не злоречие, не суетность, не слова исполненные гнусными предметами; но в храме Его всякий глаголет славу. Ибо там стоят святые ангелы, записывающее у себя слова; предстоит Сам Господь, взирающий на расположенность входящих. Молитва каждого известна Богу, как того кто от усердия и с основательным разумением ищет небесного, так и того, кто наружно-набожно произносит устами, а сердце его далеко отстоит от Бога. Вся тварь как молчащая, так и говорящая, как премирная так и земная прославляет Создателя; а жалкие люди, оставив дома и притекши в храм, по-видимому, с намерением получить какую-нибудь пользу, не прилагают внимательных слухов к словам Божиим, не приходят в сознание своего естества, не скорбят о том, что возобладал ими грех, не скорбят, приводя на память свои грехи, не трепещут суда, но, улыбаясь и подав одни другим правые руки, место молитвы делают домом многословия, не внимая свидетельству псалма говорящего, что в храме Божием всякий глаголет славу. А ты не только не говоришь, но и другому препятствуешь, обращая его к себе и своим шумом заглушая учение Духа. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы: и в храме его всякий глаголет славу.** Доселе прославлял Пророк всемогущество Божие в стихиях, яко то в воде, в воздухе, во огни и в земле; а здесь прославляет оное в животных и растениях, а несколько ниже имеет прославлять в людях. Глаголет убо: //глас Господень свершающий елени//, где полагает вместо примера действие Божие в еленях. Ибо, как читаем в книге Иова ([[old:iov:39:03|Иов. 39:3]]), елени с превеликою трудностию раждают, чему причина мнится быть та, что они раждают плод совершенный, так что дети их вскоре по рождении на пажити бегут, и не возвращаются к матери, как в том же месте повествуется. Чудная убо сила Божия усматривается в том, что она еленей творит раждати, как в Еврейском тексте изображено, что самое означает и перевод седмидесяти толковников. Ибо совершать елений не что иное есть, как способствовать родам их. В следующих за сим словах: и //открыет дубравы//, или, как в Еврейском тексте читается, и //обнажает дубравы//, означается действие Божие, бывающее в лесах, или потому, что пред Богом нет ничего сокровеннаго, но все отверсто, и что Он во вся проникает, даже и в самыя густейшия дубравы; или потому, что Он во время весны покрывает дубравы приятною зеленостию, а во время осени паки обнажает их, и тем являет везде удивительный промысл Свой; или еще потому, что зверей изгоняет из них и предает в руки ловцам, дабы не вредили и не опустошали прекрасных дубравных мест. Следующия слова: //и в храме Его всякий глаголет славу//, или как в Еврейском тексте читается, //всяческая глаголют славу//, означают, что все твари хвалят и прославляют Бога во всей вселенней, которая есть аки храм Его. Ибо не о человеках токмо глаголет, но и о всем том, о чем сказано выше, то есть, о воде, и огне и о прочем. По второму же высочайшему разумению, //глас Господень совершает елени//, когда чрез проповедь Евангельскую являет людей духовных и, подобно еленям, на высоту восходящих к порождению дел чудных. Что бо может быть удивления достойнее, как когда человек немощный и бренный творит дела заслуживающия жизнь вечную? Следующия слова, и //открыет дубравы//, Василий Великий в толковании на сей псалом относит к будущему суду, на котором Господь //приведет//, по Апостолу, //во свете тайная тьмы//, и открыет //советы сердечныя// ([[new:1kor:04:05|1Кор. 4:5]]); а блаженный Августин относит их к откровению таинств, и сокровенных мест Священнаго Писания, которыя святым и совершенным мужам, яко еленям на высоту умозрения восходящим, ясны бывают. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы: и в храме его всякий глаголет славу** //"Глас Господа разрешает от бремени ланей"// – обычное явление на Востоке, когда эти робкие животные при сильных грозах преждевременно рождают своих детенышей. //"Обнажает леса"// – или срывает с них листву, или вырывает массу деревьев, от чего лесистая местность обнажается, чаща делается редкой, прозрачной. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в Храме Его всякий глаголет славу** **Свершающий**, от слова «свершати», значит – приуготовляющий, соделывающий, совершающий. **Елени** – по-русски «олени», или «лани». Дубравой называется густой, темный, дремучий лес **Открыет дубравы** – значит: обнажает леса. В словах сего стиха пророк переносит действие всемогущей силы Божией от разных стихий природы на животных и растения. «По гласу Господню совершенными рождаются олени», или, как читаем в русской Псалтири (по пер. с евр.): «Глас Господа разрешает от бремени ланей». Издревле известно, что лани с великою трудностью рождают детей, так как рождают плод совершенный, и дети их вскоре по рождении бегут на пастбища и к матери уже не возвращаются, о чем говорится и в другом месте Писания [[old:iov:39:01|(Иов. 39:1–4)]]. Таким образом, выражение **свершающий елени** – значит не что иное, как «способствующий рождению оленей». Словами: **открыет дубравы** означается действие Божие в лесах. Пред Богом ничего нет сокрытого, но все открыто, во все Он проникает, даже в самые густые дубравы. Во время весны все леса Он покрывает приятною зеленью, а во время осени опять обнажает их, так что во всем этом открываются дивные действия Промысла Божия. Слова: **и в храме Его всякий глаголет славу** – по переводу с еврейского читаются: «и во храме Его все возвещает о Его славе», и потому означают то, что все твари хвалят и прославляют Бога по всей вселенной, которая есть храм Творца и Вседержителя мира. Таково буквальное значение изречений сего стиха; в смысле же пророческом **елени** означают людей совершенных, святых, которых Сам Господь приуготовляет, усовершает Своею благодатью. Так как в глухих, дремучих лесах гнездятся и скрываются разные гады и бывает много бесплодных деревьев, то под словом **дубравы** разумеются нечистые души язычников, в которых гнездятся разные жестокие и дикие страсти. И выражение **открыет дубравы** значит: Господь гласом евангельской проповеди очистит и просветит темные души язычников и приведет их в познание Божественной истины, и тогда, уверовав во Христа и в Его святое учение, они везде, по всей вселенной, – **в храме Его**, – будут возвещать Его **славу**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]