[<10>] ====== Толкования на Пс. 28:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век** **Господь потоп населяет**. **Потопом** называет множество уверовавших, по сказанному: //наполнится вся земля ведения Господня, якоже вода многа в мори покрыет// ([[old:avm:02:14|Авв. 2,14]]). **И сядет Господь Царь во век.** Это подобно сказанному: //поклонится всяко колено// ([[old:is:45:23|Ис. 45,23]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век** **«Господь потоп населяет».** Потоп есть разлитие воды, которая делает невидимыми все вещи и очищает, что прежде было осквернено. Посему потопом Пророк называет благодать Крещения, чтобы душа, омытая от грехов и очищенная от ветхого человека, соделалась наконец способною стать Божиею обителью в Духе. Согласно же с сим сказанное и в тридцать первом псалме, где после слов: //«беззаконие мое познах, и греха моего не покрых… за то помолится к Тебе всяк преподобный»//, Пророк присовокупил: //«обаче в потопе вод многих к нему не приближатся»// [[old:ps:031:05|(Пс. 31,5-6)]], ибо не приблизятся грехи к принявшему Крещение отпущения грехопадений водою и Духом. Близко к сему и то, что находим в пророчестве Михея: //«Яко Волитель милости есть. Той обратит и ущедрит ны, и погрузит неправды наша и ввержет в глубины морския»// [[old:mih:07:19|(Мих. 7,19-20)]]. **«И сядет Господь Царь в век»**. Бог, утвердившись в душе, просветленной потопом, делает ее как бы Престолом Своим. //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь потоп населяет, и сядет Господь царь в век** Потому что вселенную, наводненную потоком беззакония, возсоздаст, обновит и соделает новою тварию. Почему и блаженный Павел взывает: //«аще кто во Христе, нова тварь»// ([[new:2kor:05:17|2Кор.5:17]]). Совершив же сие, говорит Пророк, не попустит уже иметь место нечестию, но будет царствовать в век. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век** **Господь потопа населяет** Под потопом разумеет здесь язычников, как потопленных наводнением страстей, Итак Христос, говорит, поселит язычников в странах, то есть, в церквах Своих или, по разумению //Василия Великого//, понимай Божественное крещение, которое потопляет грехи. Христос введет сие крещение в церкви свои. **И сядет Господь царь во век** Царь верных—очищенных крещением есть Христос, как сам Он сказал: дана Мне власть на небеси и на земли [[new:mf:28:18|(Матф. 28,18)]]. Сядет—сказано вместо—пребудет царем всегда. Ибо сидение означает неподвижное водворение. Тот же //Василий// говорит: По просиянии души и с потопа крещения Бог, водворившись в ней, делает ее для себя как бы престолом своим. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век.** Некоторые мнят, что Давид применяется здесь к оному достопамятному мщению Божию, которым Он единожды землю потопил, и чрез то засвидетельствовал всем векам, что Он есть судия всех человек. Которое мнение хотя и справедливо, но мысль Пророка далее простирается. Ибо он, одну и ту же материю продолжая, знать дает, что и самыя наводнения, которыя погибелию земле угрожают, так соразмеряются промыслом Бога, что кормило правления всегда в руках Его является. Таким образом, между прочими доказательствами всемогущества Божия и сие припоминает Давид, что Бог и тогда, когда стихии мира в величайшем по-видимому безпорядке между собою смешиваются, и как бы сливаются, седя на небесном престоле Своем, безпорядок сей управляет, и по Своей воле располагает. Для того далее выразительно присовокупляет: //и сядет Господь Царь в век//. По второму же разумению, Господь тогда потоп населит, когда, при явлении будущаго суда, откроет тайная сердец, и на благих убо всякаго рода благая, на злых же всякаго рода злая излиет, и тако отъяв от среды всякое иное начальство, т.е. и царство диавола и власть нечестивых людей, един //сядет Царь в век//. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век** За грозою следует большое наводнение, род потопа; и так как этот потоп служит проявлением силы Божией, открывающейся в нем, то и может быть назван Его местопребыванием, как с одной стороны наказание над врагами, так с другой потоп служит для Бога, так сказать, местом суда, среди которого Он восседает. Такие частные проявления царской и судебной власти Божией свидетельствуют, что Он есть вечный Царь (**сядет во век**), и потому народ Его с уверенностью может ожидать от Него помощи и благословения. – В ст. [[old:ps:028:03|3–9]] воды служат образом враждебных народов, нападающих на народ Божий; эти великие и страшные народы (//пустыня//); гром и молнии служат образом откровения Божия в отношении ко врагам, могущественные цари которых сравниваются с ливанскими кедрами; наводнение есть открывшийся суд Божий. **Господь потоп населяет** – обитает в потопе; как, с одной стороны, суд Божий над врагами, так, с другой, потоп служит для Самого Бога, так сказать, судебным престолом, на котором Он восседает. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век** //"Господь восседал над потопом"// - в массе воды, выпадающей при этих дождях, проявляется власть Господа, по воле которого он выпадает. Господь, как на престоле, восседает над тучами. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век** По переводу с греческого читаем: «Господь потопленное населит». Всемогущая сила гласа, или повеления Господня проявляется, по сему слову пророка, не только на всех стихиях мира и во всех тварях Его, но простирается и на самые великие наводнения, каковым был всемирный потоп, представлявший собою зрелище смерти и всеобщего истребления всего живущего на земле. Но по слову Господню, или по данному патриарху Ною благословению [[old:gen:09:17|(Быт. 9:17)]], обновленная потопом земля стала наполняться людьми – потомками Ноя и разными животными: «потопленное населилось». Значит, Господь, владычествующий во всем мире, и «над потопом восседает» (царствует), как читается по переводу с еврейского, и Он есть Царь вечный, «будет восседать Господь Царем во век» (по тому же переводу). Так как воды потопные были прообразом воды святого крещения в Церкви Христовой [[new:1pet:03:20|(1 Пет. 3:20–21)]], то и изречение: **Господь потоп населяет** – означает в пророческом смысле то, что Господь вселенную, наводненную беззакониями идолонечестия, в пришествии Спасителя воссоздаст, обновит благодатью Святого Духа и как бы вновь населит, «//покорив вся под нозе Его и посадив Его одесную Себе на небесных//» [[new:ef:01:22|(Еф.1:22]], [[new:ef:01:20|20)]] как **Царь во век**. Изречение сего стиха имеет указание и на второе пришествие Христово, когда// приидет Господь//, Который осветит сокрытое во мраке, откроет все тайны //сердечныя// [[new:1kor:04:05|(1 Кор. 4:5)]] и воздаст каждому по заслугам, – когда одни пойдут в муку вечную, а другие – в жизнь вечную [[new:mf:25:46|(Мф. 25:46)]], и тогда, победив всех врагов Своих, Господь Един сядет, как «//Царь Царем и Господь Господем//» [[new:otkr:17:14|(Откр. 17:14)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]