[<10>] ====== Толкования на Пс. 29:8 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен** **«Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу».** Трудившиеся над исследованием учения о добродетели говорили, что одни добродетели составляются из умозрения, а другие неумозрительны; так, благоразумие составляется из умозрений при рассуждении о добре и зле, целомудрие - из умозрений о том, что должно избирать и чего избегать, справедливость - из умозрений об усвояемом и неусвояемом, мужество - из умозрений о страшном и нестрашном. Но красота и крепость суть добродетели неумозрительные, следующие за теми, которые из умозрения, ибо некоторые из мудрых красоту находили в соразмерности и стройности душевных умозрений, а крепость усматривали в окончательном произведении положенного в нас добродетелями умозрительными. Впрочем, чтобы в душе были красота и сила производить должное, для сего имеем мы нужду в Божией благодати. Посему как выше сказал, что //«живот в воли Его»//, так теперь благодарственно превозносит Бога, говоря: **«волею Твоею подаждь доброте моей силу»**. Хотя прекрасен был я по природе, но стал немощен, потому что умерщвлен грехом по злоумышлению змия. Посему Ты к доброте моей, какую я получил от Тебя при первом устроении, присовокупил и силу исполнять должное. Прекрасна всякая душа, в которой созерцается соразмерность свойственных ей сил, но истинная и вожделеннейшая красота, созерцаемая только имеющими очищенный ум, принадлежит Божию и блаженному естеству. Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество сей красоты, тот заимствует от нее нечто, как бы от красильного раствора, на собственное свое лицо наводя какие-то цветные лучи. Почему и Моисей, сделавшись причастником оной Красоты во время собеседования с Богом, имел прославленное лицо. Посему чувствующий свою добродетель издает сей благодарственный глас: **«Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу».** На как за умозрительными добродетелями следуют неумозрительные, красота и сила, так есть и пороки неумозрительные, безобразие и бессилие. Ибо что неблагообразнее и отвратительнее души, преданной страстям? Посмотри на гневного и на примечаемую в нем дикость! Рассмотри скорбящего, унижение и упадок его души! А кто подпал сладострастию и чревоугодию, кто вне себя от страха, на того согласится ли кто и смотреть? В них душевное расположение выступает на самые оконечности тела, равно как и следы душевной красоты бывают видимыми во внешности святого мужа. Итак, нам должно заботиться о сей красоте, чтобы Жених Слово, встретив нас, сказал: //«Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе»// [[old:pp:04:07|(Песн. 4,7)]]. **«Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен».** Пока лучи Твоего посещения, говорит Пророк, осиявали меня, я проводил жизнь в непоколебимом и безмятежном состоянии. Но когда **«отвратил еси лице Твое»**, тогда обличилось страстное и смущенное положение души. Говорится же о Боге, что Он отвращает лицо Свое, когда подвергшегося искушениям оставляет во время тесных обстоятельств, чтобы сделалась известною крепость подвизающегося. Посему, если //«мир… превосходяй всяк ум… соблюдет сердца»// наши [[new:fil:04:07|(Флп. 4, 7)]], то возможем избежать смущения и слитности страстей. Итак, поскольку воле Божией противополагается отвращение, а красоте, изяществу и силе - смущение, то значит, что смущение есть безобразие и бессилие души вследствие отчуждения от Бога. Будем же непрестанно молиться, чтобы осиявало нас лицо Божие, чтобы нам быть в священнолепном состоянии, кроткими и ничем не смущенными по готовности нашей к добру! Ибо сказано: //«уготовихся и не смутихся»// [[old:ps:118:060|(Пс. 118,60)]]. //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать девятый псалом.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен** **Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.** Да, это смущение чувствуют все, оставляемые Господом. Оно очень неприятно. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен** Подобно и сие приличествует и Езекии, и всему естеству человеческому; потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением, и преодолел Ассириян, и также лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели и не подлежал тлению, но за преступление лишившись Божественнаго о нем промышления, претерпел жизненную бурю. Весьма ясно выразил сие //Симмах//: Господи, благоволением Твоим дал Ты могущество праотцу моему; из чего явствует, что от лица человеческаго естества вещает сие Пророк Владыке Христу, который даровал нам этот великий дар жизни. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же ecи лице Твое и бых смущен** Сии слова произносятся от лица обоих упомянутых царей— Давида и Езекии. Каждый из них говорит, по Твоей воли, Господи, а не по моей собственной заслуги, доброта, красота, то есть блистательность, знаменитость царства моего имела прежде бывшую в ней силу. Ибо когда Ты отвратил от меня взор и промысл свой за мою мечтательность и гордость, я вдруг сделался смущенным, то есть тотчас потерял прежнюю мою светлость и пал в бедствия ж несчастия. //Василий В.// говорит: я был хорош по природе; а стал слаб, когда умерщвлен преступлением по навету змея. Итак, красоте моей, которую я получил от Тебя по первому устроению, Ты приложил силу исполнять обязанности. Посему всякая душа хороша, будучи рассматриваема соразмерно с ее силами. Но красота истинная и вожделеннейшая, созерцаемая одним очищенным по уму, принадлежит Божественному и Блаженному естеству. Кто воззрит на сияния и совершенства Его, тот заимствуете нечто от него и как бы от никоего погружения в краску закрашивает зрение свое ярким некоторым светом. Так и Моисей прославился лицем чрез заимствование красоты оной в собеседовании с Богом... Бог называется отвращающим лице свое тогда, когда во времена обстояний оставляет людей преданными искушениям, дабы открылась сила подвизающегося. А //Симмах// перевел так: Господи! в благоволении Твоем Ты дал прародителю моему крепость. Посему //Феодорит// заключает: из сего видно, что сии слова говорит лице природы человеческой ко Владыке Христу, даровавшему ей великий дар жизни. ===== Лопухин А.П. ===== **Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен** //Я получил величие от Тебя, но стал самоуверен, за что Ты, Господи, и наказал// См. Толкование на [[old:ps:029:07#lopuxin_ap|Пс. 29:7]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен** См. Толкование на [[old:ps:029:07#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 29:7]] [<10>]