[<10>] ====== Толкования на Пс. 29:11 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 11-12 **Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой. Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием** **«Слыша Господь, и помилова мя: Господь бысть помощник мой».** После того как сказал, о чем взывал к Богу, вскоре почувствовал он Божию помощь и нас возбуждает к прошению подобного: **«слыша»**, говорит, **«Господь, и помилова мя: Господь бысть помощник мой».** Итак, будем и мы молиться и взывать духовным гласом, испрашивая великого, а не домогаясь плотского (ибо //«сущии во плоти Богу угодити не могут»// - [[new:rim:08:08|Рим. 8,8]]), чтобы Господь и нас услышал и помиловал нашу немощь, а мы, воспользовавшись Божиею помощью, могли сказать: **«Обратил еси плач мой в радость мне».** Не всякой душе дается радость от Бога, но если кто много плакал о грехе своем, с крепким воплем и непрестанными слезами и как над умершим творил над собою плач, то плач его обращается в радость. А что и плакать бывает похвально, доказывают дети, которые сидят на торжищах и говорят: //«Пискахом (мы играли на свирели) вам, и не плясасте, рыдахом вам, и не плакасте»// [[new:lk:07:32|(Лк. 7,32)]]. Свирель есть музыкальное орудие, при содействии нашего дыхания издающее нежные звуки. Посему думаю, всякий святой Пророк в переносном смысле называется свирелью, как движимый Святым Духом, почему и сказано: //«Пискахом вам, и не плясасте»//, ибо пророческие слова увещевают нас к мерному выполнению святого пророчества, и это называется плясанием. Но Пророки для нас и рыдают, призывая нас к плачу, чтобы мы, от пророческих слов пришедши в сознание своих грехов, оплакивали свою погибель, смиряя плоть свою утомлением и трудами. У такового раздирается плачевная одежда, в какую он облекся, оплакивая свой грех; возлагается же на него //«риза спасения и одежда веселия»// (ср.: [[old:ps:061:10|Пс. 61,10]]), сии светлые и брачные одеяния, украшенный которыми не будет извержен из брачного чертога. **«Растерзал еси вретище мое, препоясал мя еси веселием»**. Вретище содействует покаянию, как символ смирения, ибо сказано: //«Древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша»// [[new:mf:11:21|(Мф. 11,21)]]. Поскольку же Апостол «откровенным лицем в тойже образ» преобразуется //«от славы в славу»// (ср.: [[new:2kor:03:18|2 Кор. 3,18]]), то дарованную ему от Господа благодать называет своею славою. //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать девятый псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 11-13 **Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой». Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся** И Езекия, облекшись во вретище, приносил Богу молитву на Ассириян, и естество человеческое облеклось в плачевное одеяние. И ныне иные неразумные, сидя на вретище, сетуют об умерших, и к несчастию не хотят внимать пророческим словам, ясно взывающим: //«растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием, и обратил еси плачь мой в радость мне»//. Ибо как Езекия, услышав обетование о пятнадцатилетнем продолжении жизни, исполнился великаго веселия; так и нам, приявшим надежду воскресения, справедливо не плакать об умерших, но благодушно ожидать воскресения. Сия же:// «яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся» Симмах// перевел так: да поет Тебя слава, и не умолкнет, то есть, за сие благодеяние надлежит непрестанно воспевать и песнословить сподобившимся такой славы, не умолкая ни на одно мгновение. А умиление производит молчание. Поэтому //Седмьдесят// вместо слава: употребили слово: умиление. И Езекия приял славу, когда ради его столько тысяч подпало ниспосланному на них Богом наказанию, и вспять возвратилось солнце. И мы имеем повод к великому прославлению; потому что толикую любовь оказал нам Бог всяческих. Сказано: //«тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный»// ([[new:in:03:16|Ин.3:16]]). **«Господи Боже мой, во век исповемся Тебе».** Ибо не только в настоящей жизни, но и по воскресении буду возносить Тебе песнопения, непрестанно поведая о преестественных и неизреченных дарах Твоих. ===== Евфимий Зигабен ===== **Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой** **Слыша Господь и помилова мя** Ощутив умственно помощь, которую имел подать ему Бог, Давид возрадовался о сем и рассказывает здесь о ней так, как бы она уже была дана. Услышал, говорит, Бог вопль мой, то есть, принял молитву мою. Ибо те, которые не принимают кого либо, не имеют и терпения выслушать его. **Господь бысть помощник мой** Бог, говорит, приняв молитву мою, выслушал меня, а выслушав, помиловал, помог мне и освободил меня от тогдашней смерти. ===== Лопухин А.П. ===== **Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой** См. Толкование на [[old:ps:029:10#lopuxin_ap|Пс. 29:10]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–13 **Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой. Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием, яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся. Господи Боже мой, во век исповемся Тебе** **Вретищем** называлась у древних грубая одежда, сделанная из толстого холста, или из козьего волоса, в форме мешка, она же – власяница; она надевалась во время скорби и злострадания как знак смирения, покаяния и сердечного сокрушения. **Растерзал вретище** – значит: разорвал, снял вретище, избавил от скорби. **Не умилюся** заменено словом: **не промолчу** (см. прибавл. в учеб. слав. Псалтири, на поле против сего слова). **Исповемся Тебе** – значит: исповедаю Тебя, буду славить Тебя. А вся речь этих трех стихов должна быть выражена так: когда я в скорби своей, говорит псалмопевец, когда я в смущении призывал Господа и молился Богу моему, то Господь услышал меня, помиловал, Он стал помощником мне. Печаль мою обратил мне в радость, снял с меня вретище, избавил от скорби и **препоясал**, то есть одел меня **веселием**. Таково действие усердной и искренней молитвы и таковы последствия ее, что Давид из бедного изгнанника сделался царем знаменитым и сильным. Пророки, апостолы, мученики и исповедники святой веры Христовой силою молитвы и благодати Божией восторжествовали над своими мучителями, и все святые от земной плачевной юдоли преселились в небесное отечество. Сподобившись такой милости и толиких благодеяний, продолжает псалмопевец, я буду воспевать Тебя, Господи, и прославленная жизнь моя не премолчит, непрестанно будет славить и благодарить Тебя. Господи Боже мой, вечно я должен прославлять Тебя, и в псалмах и песнопениях славословить Тебя! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]