[<10>] ====== Толкования на Пс. 30:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах** **Возненавидел ecи хранящия суеты вотще.** **Суетами** называет развлечения настоящей жизни, занимаясь которыми трудимся над суетою. За хранящим суеты идет во след тщета. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-9 **Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах. Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои** **«Возненавидел еси хранящия суеты вотще».** Они, говорит Пророк, не на Тебя возложили упование, но водятся своими суетными помыслами; а Тебе обычно от таковых совершенно отвращаться. **«Аз же на Господа уповах». «Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей»**; потому что и во время бедствий призываю Твою помощь, и пользуясь уже оною, причину благ приписываю Твоему человеколюбию. **«Яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою». «И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои».** Водясь всегда сими разсуждениями, не обманывался я; потому что, неоднократно впадая в устроенныя врагами засады, быв уже в самых распростертых для меня сетях, избегал я уловляющих. Сие выразил Пророк словами: «неси мене затворил в руках вражиих». И история извещает, что, не один раз окруженный Саулом, даже запертый в пещере, избегал рук его; в другое же время спасся от Гефеев, притворившись безумным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах** **Возненавидел ecи хранящыя суеты вотще** Отвращался, говорит, Ты, Господи, от Авессалома и друзей его, которые довольно времени хранят пустые советы свои в рассуждении меня и не раскаиваются, надеясь на самих себя. Прибавлено—тщетно—вместо—бесполезно, излишне. Ибо не достигнут цели своей хранящиее вышеозначенные пустые замыслы. Некто говорит: Ты с ненавистью отвратился от тех, которые гоняются за суетою, то есть, за развлечениями настоящей жизни: занимающейся оными вотще и напрасно трудятся. Суета, будучи ненавидима, делает ненавистными и хранящих ее (у //Никиты//), Или суетою называет богатство и благоденствие, о коих заботимся, как о благонадежных (в Катен.). **Аз же на Господа уповах** Я, говорит, на Тебя, Господи, уповал, а не на суеты и хитрости, как они. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.** Дает другую причину, чего ради в руце Божии предает жизнь свою: понеже де Бог ненавидит тех людей, которые не уповают на помощь Его, но надеются на суетныя вещи, которыя никакой помощи принести не могут, каковы суть те, которые наблюдают сны, счастливыя и несчастливыя встречи, или птичьи полеты, или бесовския мечты, как то делал Саул, который вопрошал пифониссу ([[old:1par:10:13|1Пар. 10:13]]). Можно также под именем суеты разуметь суетную хитрость человеческую, или суетныя усилия людей, которыя будучи предприемлемы без Бога, или еще и против Бога, никакой силы не имеют. Для того не без причины присовокупляется слово //вотще//, аки бы сказал Пророк: пусть иные вотще уповают на суетныя вещи; но я не примечаю, ниже взираю на сии суеты, кольми паче не уповаю на них, но надеюся на Господа. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах** Бог ненавидит таких людей, как его враги, людей, которые полагаются не на Бога, но на суетные вещи; в противоположность им псалмопевец единственно надеется на Господа, и Он поэтому несомненно поможет ему в настоящем бедствии, освободит от власти врагов, и таким образом доставит ему радость и торжество. Но эта помощь, хотя и столь несомненно ожидаемая, еще только в будущем; ввиду же величайшего бедствия, в каком псалмопевец теперь еще находится, место уверенности заступает слезная молитва, мотивируемая трогательным изображением печального положения. Поистине это положение ужасно; и душевно, и телесно бедствует он, стал предметом насмешек, поношения и смертельной ненависти. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах** //Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя// Давид спасался в Секелаге, под защитой царя Анхуса и язычников. Но эта защита, не лишая Давида благодарного чувства к своим покровителям, не могла привязать его к ним по религиозным побуждениям: они почитают идолов, ложных богов и тем оскорбляют единого истинного Бога - Иегову. Эти-то верования Давид и ненавидит, и они-то не могут сблизить его с язычниками и вселить в него любовь и уважение к ним. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах** **Суеты**, от слова «суета», значит: суетность, пустота, тщетность. **Хранящий суеты вотще** – значит: люди, преданные суетным, бесполезным предметам, любящие суетное и надеющиеся на суетные вещи, которые никакой помощи и никакой вообще пользы принести не могут, каковы, например, идолопоклонники, надеющиеся на своих идолов, а также все те, которые наблюдают сны, счастливые и несчастливые встречи, или птичьи полеты, или гадания, волшебства и ворожбы, как, например, делал Саул, который обращался к волшебнице для определения будущей судьбы своей ([[old:1ts:28:start|1 Цар. 28]] и след.). Под именем **хранящих суеты** разумеются здесь также и те, которые для достижения своих целей употребляют человеческую хитрость или такие усилия, которые, будучи предприняты без Бога или даже вопреки воле Божией, никакого значения не имеют. О них псалмопевец и говорит: Тебе, Господи, ненавистны те люди, которые не взирают на силу Твою, а уповают на суетные вещи, которые никакой пользы доставить не могут; что же касается до меня, то я нисколько не обращаю на них внимания, но надеюсь на единого Господа Бога. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]