[<10>] ====== Толкования на Пс. 30:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением** **Немы да будут устны льстивыя.** Умоляю о том, чтобы онемели враги. А это будет, если просветишь лице Твое. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением** Пророк предрекает здесь смерть Ахитофелу, который, будучи другом и советником Давида, обнаружил давнее притворство, подвиг язык на несделавшаго ему обиды. Совет же его справедливо назвал //«гордынею и уничижением»//; потому что сына возбуждал против отца, к совершению убийства. ===== Евфимий Зигабен ===== **Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением** Коварными называет уста Ахитофела, как скрывавшие древнее коварство, которое он имел против Давида, и не обнаруживавшие сего дотоле. Они то и онемели, потому что он, спустя немного времени, удавился. А праведным Давид называет самого себя, как не обидевшего ни Авессалома, ни Ахитофела, ни какого либо друга и сообщника их. Беззаконием—называет совет против Давида, данный Авессалому Ахитофелом: он был беззаконный, поелику подстрекал сына к умерщвлению отца его. //Гордынею//, так как Ахитофел с надменностью говорил, что он может пойти на целую ночь и, напавши на войско Давида, умертвить его; //уничижением//—поелику Ахитофел поносил и уничижал Давида, как написано: и сказал Ахитофел Авессалому: изберу себе двенадцать тысяч мужей, встану и пойду в погоню за Давидом ночью и настигну его; и как он утружден и с ослабевшими руками, то я устрашу его; и весь народ побежит с ним и я поражу одного только царя, а весь народ возвращу к тебе, подобно тому как возвращается невеста к мужу своему; так как и ты ищешь души одного мужа, тогда всему народу будет мир» [[old:2ts:17:01|(2 Цар. 17,1)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.** Сие глаголет пророческим духом о злых советниках Авессаломовых, а наипаче о Ахитофеле, который был главный советник Авессаломов, подавший зловредный совет против Давида; но Богу разрушившу совет его, посрамлен был: ибо не стерпя стыда, удавился, и тако низшел во ад нечестивый сей, и уста его вечным молчанием заградилися, как повествуется во второй книге Царств, в гл. 17. Впрочем прилично нарицается Ахитофел нечестивым, понеже сына к отцеубийству склонял: и уста его прилично также нарицаются льстивыми, Поелику чрез долгое время притворялся быть верным другом Давиду; но как скоро представился случай, тотчас вероломство свое изменою доказал. Следующия слова, //устны глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением,// показывают, что льстивыя уста клеветников достойно и праведно наказаны вечным молчанием; понеже ложь глаголали против невиннаго Давида, который никакой обиды не сделал ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, кои глаголали беззаконие //гордынею и уничижением//, то есть, составили совет беззаконный с величайшею гордостию и презрением. Ибо сия проклятая гордость делает людей толико дерзкими, что они готовы бывают сделать всякую несправедливость. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением** Выражением **устны льстивыя** указывает псалмопевец опять на того же Ахитофела, о котором шла речь в предыдущем стихе. Этот беззаконный и гордый человек состоял в числе людей близких к царю и льстивыми словами и речами долгое время притворялся верным другом Давида, но как скоро представился случай, он тотчас же изменою ему доказал свое вероломство и лицемерие. А потому словами: **немы да будут устны льстивыя** и проч. – пророк ясно показывает, что льстивые уста клеветников достойно и праведно наказаны будут вечным молчанием (во аде **немы**); потому что они изрыгали ложь и хулу против неповинного Давида, не сделавшего никакой обиды, никакого зла ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, которые **глаголали на праведного беззаконие гордынею и уничижением**, т.е. составили против законного царя Давида беззаконный совет, с величайшею гордостью и презрением. Таково свойство гордости, что она делает людей настолько дерзкими, что они готовы бывают говорить и делать всякую несправедливость. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]