[<10>] ====== Толкования на Пс. 30:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к тебе** **Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь.** Когда я уничижал себя в бывшем со мною исступлении, когда **смятеся яростию око мое**, тогда сокрушался я, как отверженный за грех мой. Но хотя и сказал я это, однако же Ты, Человеколюбец, не отринул служителя Твоего. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к тебе** Если согрешишь, не отчаивайся, не говори: **отвержен есмь** навсегда от очей Твоих, но помолись Господу от всей души о прощении тебе грехов твоих, объяви Ему в слезной молитве о своем беззаконии с сердечным сокрушением об нем – и Господь милосердый обратит к тебе опять светлое лице Свое, услышит глас молитвы твоея и помилует тебя. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе** Впав в грех, говорит Пророк, я думал, что далек уже стал от Твоей попечительности. Но, видя смиренныя слова мои, не презрел Ты молящагося. Грех же справедливо назвал //«изступлением»//; потому что идя путем правды, отступил от него и совратился, преткнулся и впал в руки кровожадных разбойников. И это самое показывает добродетель Давидову; потому что не имел навыка ко греху, но, отступив несколько от собственнаго своего произволения, подвергся оному поползновению. После сего Пророк превращает речь свою в увещание, тем, что с ним совершилось, доказывая Божественное человеколюбие и промышление. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к тебе** **Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица Твоего** Изступлением, как мы сказали в начале, называет совращение с прямого пути заповедей Божиих. По учинении, говорит, греха—любодеяния и убийства, раскаиваясь я сказал: на будущее время я далеко уже отвержен от явления, посещения и попечения Твоего, Господи, которые Ты оказывал мне прежде. И //Феодорит// сказал: Справедливо назвал грех изступлением. Ибо, совершая путь правды, он отступил и уклонился от него, почему наткнувшись попался жестоким разбойникам. Cие то показываете добродетель Давида. Ибо он не имел привычки ко греху; но когда отступил несколько от своего произволения, тогда подвергся оному падению. **Сего ради услышал ecи глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе** Ради сего-то, говорит, покаяния и сокрушения сердца моего Ты услышал меня—раба Твоего, Господи, когда я воззвал к Тебе и просил милости Твоей. Ибо я уверен, что Ты даруешь мне помощь. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к тебе.** Обвиняет себя самого в маловерии, которое пострадал он яко человек в начале гонения, аки бы сказал: в то время, когда от чрезмернаго страха аки изумлен я был, сказал сам в себе: //отвержен есмь от лица очию Твоею//, то есть, не угодно Тебе, чтоб я царствовал больше, или долее жил, и потому отвергл мя еси от милостиваго взора Твоего, лишив благоволения и обыкновенныя Твоея помощи. Таковаго маловерия Давидова следы обретаем во второй книге Царств (2Цар. 15:25): //аще обрящу благодать пред очима Господнима, и возвратит мя.// И инде: //аз Рех во изступлении моем: всяк человек ложь.// Сие подумал он о Самуиле, аки бы сей солгал, помазав его на царство. Следующия за сим слова, //сего ради услышал еси глас молитвы моея//, доказывают, что он и при сем искушении не совсем поколебался в вере, как видно из связи слов; ибо вскоре присовокупил, что молитвы его услышаны. Но если бы совершенно угасла в нем вера, то не мог бы он иметь прямаго расположения к молитве: почему падение сие должно относить к скоропоспешности или недоумению свойственному людям, как и в Еврейском тексте изображено:// аз же Рех в недоумении моем.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе** Правда, Давид в совершенной своей беспомощности (**во исступлении**); некоторое время приходил в отчаяние в помощи Божией; но именно потому, что бедствия и нужды достигли высочайшей степени, и пришла скоро помощь, т.е. внутренняя в ней уверенность, что молитва будет услышана. В радости об этом он призывает всех праведников из благодарности искренно любить истинного, праведного Бога и в уповании на Него быть мужественными во всякой опасности. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к тебе** //Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа !// //"В смятении моем"// - в тяжелом, смятенном состоянии, когда Давид нигде не видел и не находил защиты от людей. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе** **В изступлении** значит: в смятении, в недоумении. По связи с предыдущим, речь пророка имеет здесь такой смысл: во время восстания против меня врагов моих Господь проявил ко мне особенную Свою милость, дивно избавил меня от всех козней и нападений тех врагов; я же, убоявшись так неожиданно пришедших на меня напастей, увидел в них гнев Господень за мои грехи и оттого пришел в такой ужас и смятение, что едва не потерял надежду на Бога: в ужасе, **в изступлении** от страха я не только думал, но и готов был сказать, и говорил: отринул меня, Ты, Господи, от лица Своего, не угодно Тебе, чтобы я царствовал, и Ты отвратил очи Свои и милость Свою от меня, но, в смирении своем, я не отчаивался в благости Твоей, Господи, и тотчас же с прежним упованием на милосердие Твое воззвал к Тебе, и Ты услышал глас молитвы моей и не замедлил Своею помощью. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]