[<10>] ====== Толкования на Пс. 31:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2-3 **Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день** **Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть**. Ибо истинно блажен тот, кто к святому крещению приступает всем сердцем. А неискренне приемлющий крещение не только не получает оставления грехов, но еще будет осужден. Речение **«яко»** должно быть соединяемо с словом: **"обетшаша",** чтобы речь была в таком порядке: **яко обетшаша кости моя от еже звати ми весь день, умолчах,** будучи уже не в состоянии издавать глас. О чем же взывал он, как не о том, что испрашивал себе прощение во грехе? //**Толкование на псалмы.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Блажен муж, ему же не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть** См. Толкование на [[old:ps:031:01#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 31:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажен муж, ему же не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть** **Блажен муж, ему же не вменит Господь греха** Блажен, говорит, тот человек, которому не вменит, то есть, на котором Бог не напишет и не будет считать греха; так как он будет истреблен банею нового бытия, иначе – крещением. А грехом здесь он назвал без различия всякое падение, как язычников, так и иудеев. Некоторые же безразлично принимают оба выражения, как предыдущее и сие – последнее, говоря, что оба они выражают совершенно одну и ту же вещь. **ниже есть в устнех его лесть** Блажен, говорит, тот человек, который после крещения своего не оказался лжецом в своих обещаниях, данных Христу касательно хранения заповедей Его. Ибо здесь лестью он называете ложь; так как каждый христианин пред святым крещением исповедал, что он отрекся от дел диавола и что он принял и будет хранить заповеди Христовы. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть.** **НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ** В Еврейском тексте: //Песнь Давидова вразумляющая. Сия надпись показывает, что Давид по соделании греха не прежде открыл мысленныя очи, как когда озарила его Божия благодать, дабы познал, коль тяжко согрешил: чего прежде, будучи ослеплен плотским удовольствием, разуметь не мог. Та же надпись показывает, что псалом сей труден, и потому потребен дар разума, дабы проникнуть в смысл его. Церковные учители прилично псалом сей полагают в числе седьми покаянных: ибо весь состоит в оплакивании греха и во увещании людей к покаянию.// ТОЛКОВАНИЕ Никто лучше не знает, колико приятно здравие, как тот, кто потеряв оное, плачет. Пророк Давид тогда в первый раз прямо познал, коль сладко человеку не иметь грехов, когда горесть греха вкусил. Сия есть причина, чего ради песнь покаяния начинает от похвалы милосердия Божия, и следующаго за оным оправдания. Сия бо творят душу человека здраву, и противополагаются немощи, происходящей от грехов.// Блажени//, глаголет,// имже оставишася беззакония//. Аки бы сказал: коль благополучны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но благодатию Его возбуждаемы будучи, обращаются к покаянию, и получают прощение. За сим, то же самое повторяя иными словами, присовокупляет, //и ихже прикрышася греси//: ибо грехи оставляются тогда, когда заглаждаются так, как бы не были соделаны. //Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть// (в Еврейском: //в душе его лесть//). От милосердия Божия, которое относится ко многим, преходит к невинности людей, которая свойственна весьма не многим, и глаголет: О поистинне блажен и благополучен тот человек, который ничего не сделал такого, что бы могло вмениться в грех, и который не токмо делом не согрешил, но ниже мыслию: //ниже есть в душе его лесть.// Ибо душа к сугубому духу относится здесь, то есть, и к тому, которым мыслим, и который нарицается сердцем, и к тому, которым говорим, и который нарицается духом уст, или просто устами. О первом глаголет Апостол в первом послании к Коринфяном ([[new:1kor:02:11|1Кор. 2:11]]): //кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем?// О последнем в том же послании ([[new:1kor:14:15|1Кор. 14:15]])://помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом.// Невинность же разумеем здесь не природную, или своими делами без дара Божия приобретаемую, чего нет ни в ком, но ту, которую Бог некоторым немногим особливым даром благодати Своея сообщил; которым так отпустил грех чужою волею соделанный, то есть, первородный, что не попустил им соделать греха смертнаго, своею волею творимаго, каковы были, например, святый Иов, который о себе глаголет: //не изменю незлобия моего, правде же внимая, не оставлю ея: не свем бо себе злых соделавша// ([[old:iov:27:05|Иов. 27:5]][[old:iov:27:06|‐6]]). Тако ж Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иоанн Креститель и Пресвятая Дева Богородица. В нас же и самая невинность требует некотораго отпущения греха, так что о всех вообще можно сказать: //вси согрешиша, и лишени суть славы Божия// ([[new:rim:03:23|Рим. 3:23]]). Апостол Павел приводит сие место в послании к Римляном с тем, дабы доказать, что никто не оправдается от дел без предшествующия благодати, и глаголет: //не делающему, но верующему во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду: якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона: блажени ихже отпустишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха// ([[new:rim:04:05|Рим. 4:5]] и след.). Сими словами Апостол изъясняет Пророка, и глаголет, что Давид не тех блаженными нарицает, которые своими делами оправдание приобрели, но тех, которым Бог по милости Своей грехи отпустил и оправдание даровал. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть** См. Толкование на [[old:ps:031:01#ep_irinej_orda|Пс. 31:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть** См. Толкование на [[old:ps:031:01#lopuxin_ap|Пс. 31:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть** См. Толкование на [[old:ps:031:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 31:1]] [<10>]