[<10>] ====== Толкования на Пс. 31:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день** См. Толкование на [[old:ps:031:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 31:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день** Давид, когда соделал оный грех, не тотчас воспользовался врачевством покаяния, но по обличении Нафаном. Потому и взывает здесь: поелику не показал я врачу струпа в туже минуту, как был уязвлен, но умолчал, покушаясь его скрыть; то состарелся, вопия и обвиняя грех. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день** **Яко умолчах** Блаженны, говорит, выше упомянутые: они в крещении без труда очистились от своих грехов и пребыли в сей чистоте, не сделав после крещения грехов. Почему ж ублажаю их? Потому, говорит, что я, по учинении греха столько изнемог от трудов покаяния, что – умолчал –и не могу говорить. Последующим, то есть, молчанием, Давид выражает предыдущее, то есть, бессилие, происшедшее от покаяния. **обетшаша кости моя от еже звати весь день** И это, говорит, есть причина моего молчания: от многих голосов, которые воссылаю к Богу о помиловании, я не могу говорить. А костями Давид изображает телесную свою силу, так как кости дают крепость всему телу. Сказал, – обветшали, вместо – изнемогли, так как все ветхое слабо, бессильно: изнемогли, говорит, и ослабили силы мои; а вседневным выразил – всегдашнее. Ибо всякий раз, как только приключались Давиду скорбь и искушение, он воспоминал оба свои преступления и плакал, представляя себе, что по причине тех грехов случаются в жизни его искушения. Ибо как за любодейство и убийство (которое он сделал) в древнем законе Божием полагается смертная казнь (и любодей и убийца были умерщвляемы); то посему Давид и избегнул смерти, получив, прощение оной, по исповедании пред пророком Нафаном: я согрешил, который и сказал ему: не умрешь [[old:2ts:12:13|(2Цар. 12,13)]]; но о бедствиях и несчастьях было предвозвещено, что они имеют последовать в доме его за сии грехи его. Помышляя о них, Давид печалился в сердце и скорбел. //Феодорит// говорит: Поелику Давид почти целый год оставался без исповедания и не показал тотчас рану врачу, но молчал, стараясь скрыть любодейство и убийство, доколе не обличил его Нафан, то посему здесь говорит, что я состарился от вопля и обвинения себя во грехе. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день,** Предложив блаженство праведных, оплакивает бедность свою, аки бы тако глаголя: те убо блажени суть, аз же окаянен есмь; ибо не токмо невинности не сохранил, но и чрез долгое время отлагал исповедать грех и прощения просить. А понеже прияв язву не скоро оную врачу показал, но умолчал, и скрыть отважился: сего ради праведно понес наказание, которое претерпевая, так изнурился, что и самыя кости мои ослабели и вся крепость моя увяла. В самом деле, Давид чрез долгое время грех прелюбодеяния умалчивал, паче же и многими ухищрениями скрыть его тщился. Ибо, во-первых, Урию разными способами склонить покушался: чтоб с женою своею преспал, дабы сын, от прелюбодеяния зачатый, почтен был за собственнаго сына Урии; потом, когда Урия в дом свой пойти не хотел, Давид присовокупил беззаконное убийство, дабы чрез то прикрыть стыд прелюбодеяния, и имеющему чрез девять месяцев родиться сыну быть законным отцем. Однако и по сих не скоро Давид грех свой исповедал, но ожидал, донележе сын родится: но и тогда не стал бы, может быть, оплакивать греха, ежели бы не увещал его пророк Нафан. Таким образом чрез целый год, а может быть и больше, Давид в тине греха лежал, и исповедь отлагал. Сего ради глаголет: //яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день** **Яко у молчах, обетшаша кости моя.** Умолчах, яко обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день, так соединяет Афан. То есть перестал молиться потому, что утомился оттого, что весь день взывал к Тебе. [[old:ps:031:06|Ст. 6.]] //Обаче в потопе вод многих к Нему не приближатся.// Всяк преподобный будет молить Тебя, и так будет огражден Твоим промыслом, что ежели впадет в различные бедствия, наподобие вод, которые могли бы потопить его, то и тогда препобедит все скорбное. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день, яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн** //Когда я скрывал свой грех, то испытывал сильные мучения// "**Когда я молчал**" - покаяние Давида в содеянном преступлении совершилось через год, что можно видеть из сопоставления [[old:2ts:11:start|XI]] и [[old:2ts:12:start|XII]] гл. 2 Цар. - "**Обветшали кости мои от вседневного стенания моего**". Голос совести мучил Давида и он повседневно терзался от сознания совершенного им проступка. Эти мучения совести рассматриваются им, как "тяготение руки Господней", последствием чего было измождение Давида со стороны физической - потеря бодрости и свежести. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день** **Умолчах** значит: промолчал, не говорил, когда следовало бы говорить. **Обетшаша** значит: устарели, изнемогли, истончились. Выражение: **от еже звати ми весь день** – с еврейского переведено: «от вседневного стенания моего». В этом стихе Давид говорит о том ужасном нравственном и физическом мучении, какое он испытал в состоянии грехопадения, предшествовавшем его раскаянию. Так как я, говорит, не тотчас после грехопадения исповедал пред Богом грех свой и вместо того, чтобы принести чистосердечное раскаяние в нем, я молчал (**умолчах**), думал скрыть свой грех посредством разных ухищрений, то все это причиняло мне тяжкое душевное страдание, и не только душевное, но и телесное, потому что от вседневного стенания и воздыхания моего **обветшали кости мои**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]