[<10>] ====== Толкования на Пс. 31:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои** См. Толкование на [[old:ps:031:07#svt_afanasij_velikij|Пс. 31:7]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-10 **Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет** **Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои** То есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблуждение, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение онаго; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: «**утвержу на тя очи Мои**», – взял Пророк с человека, который расположен к кому-нибудь благоприязненно, и желает непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, повидимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностию. Посему и в другом месте Пророк сказал: //«призри на мя, и помилуй мя»// [[old:ps:085:16|(Пс.85:16)]]; и еще: //«не отврати лица Твоего от мене»// [[old:ps:026:09|(Пс.26:9)]]. И сам Бог говорит чрез пророка Иеремию: //«обратитеся ко Мне, и обращуся к вам»// [[old:zah:01:03|(Зах.1:3)]]. После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным – иметь всегда божественное веселие. Говорит же так: **Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе** То есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и мску. А если не послушаетесь; то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил: **Многи раны грешному** Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму. **уповающаго же на Господа милость обыдет** Потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: //«благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар»// [[new:ef:02:08|(Еф.2:8)]]. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои** **Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши** Здесь поставлено – пресечение псалма, которое означает перемену последования лиц. Ибо сии и ниже следуют слова сказываются от лица Божия, ответствующего гласом умственным, слышимым святыми пророками: Я тебя вразумлю, как тебе быть выше окруживших тебя искушений, говорит Бог Давиду; и Я буду сопутствовать тебе на предлежащем оном пути чувственной и мысленной брани твоей. Ибо βιβω — значит иду; а сочинение здесь безразлично, потому что в выражении пойду с тобою (σιμβιβω σε) - σε – поставлено в винительном падеже вместо дательного – σοι по противупадежию. **утвержу на тя очи Мои** Не только, говорит, просто буду взирать на тебя, но и неуклонно, как делают те, которые во время брани или борения помогают кому либо: они напрягают глаза свои на сражающегося, дабы тотчас как только увидят его в опасности, помочь ему. Мы неоднократно говорили, что Божественное Писание представляет действия Божии в виде человеческих стремлений и – примеры снисходительные к немощи слушателей – для содействия их разумений. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи мои.** Господь ответствует на молитву раба Своего, и обещает требуемую помощь, которая состоит в следующих трех пособиях: первое, во внутренней мудрости, дабы мог предохраняться от наветов вражиих и различать друзей от неприятелей. //Вразумлю тя//, то есть, дам тебе разум и мудрость. Второе, во внешней помощи со стороны особливаго промысла Божия, без которыя и самые благоразумнейшие люди многим подпадают опасностям, что означают оныя слова: //наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши//, или, как в Еврейском тексте изображено: //покажу ти путь//, то есть, сопровожду тя во всех путях, куда бы ты ни пошел. Сие наипаче относится к деяниям, которыми управляет Бог, показывая нам путь и сопровождая нас на подобие вождя, когда помощию благодати Своея творит, да не заблуждаем на пути нравственном и да не впадаем в сети врагов, наипаче невидимых. Третие, в непрестанном продолжении благодати, яко в таком благодеянии, которое свойственно одним токмо избранным. //Утвержу на тя очи Мои//, то есть, не отвращу от Тебе очей Моих, но присно оком благоволения буду взирать на тя: и тако внутрь убо помощию благодати, вне же помощию промысла всегда буду присущ тебе. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои** Бог отвечает на его молитву, уверяя его, что Он просветит его, укажет ему правый путь и поможет ему Своею благодатною помощию (**утвержу очи Мои**). Утвердить или направить очи, – здесь очевидно милостивый взор, – значит всегда присутствовать с Своею благодатию. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе** //Господь милостив к людям и заповедует им не противиться Его воле и воздействию, как противятся укрощению дикие кони, и тогда праведный пред Ним будет радоваться, а нечестивый - испытает много скорбей// Представляется говорящим Бог. Господь всегда наблюдает и промышляет над человеком, направляя его на путь истины. Одним из таких воздействий Бога на человека является голос совести, которого должно слушаться, а не упорствовать, как дикие лошади и лошаки, челюсти которых нужно обуздывать, чтобы сделать этих животных пригодными для службы человеку. Такою уздою нужно считать бедствия, насылаемые Богом на человека в целях вразумления последнего, укорачивания, обуздания его диких греховных влечений. Бог желает и ждет от человека добровольного послушания Себе, искреннего пред Ним покаяния. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои** После того как выразил благодарные чувства к Богу за освобождение от бедствий и скорбей и просительную молитву о избавлении от окружающих врагов, псалмопевец слышит уже в своем сердце кроткий, отеческий, успокаивающий голос Господа. Господь на его молитву отвечает ему: не бойся, если за свои грехопадения ты и подвергаешься Божественному правосудию, то не как гневный мститель Я буду наказывать тебя, но как соединяющий правду с благостью. Я только отечески **вразумлю тебя** Моими наказаниями, **наставлю тебя** на правый **путь** исполнения Божественного закона, по которому тебе нужно идти, буду руководить тебя на этом пути, постоянно устремляя **на тебя очи Мои**, т.е. буду взирать на тебя оком благоволения Моего, помогая благодатью Моею в твоей деятельности и оберегая всеведущим Промыслом от опасностей заблуждения. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]