[<10>] ====== Толкования на Пс. 31:11 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем** Посему никто да не радуется собственным своим преспеяниям, но да высокомудрствует о Боге, и в сем почерпает для себя услаждение. И сие подобно апостольским изречениям: //«хваляйся же, о Господе да хвалится»// [[new:2kor:10:17|(2 Кор. 10:17)]]; и: //«мняйся стояти, да блюдется, да не падет»// [[new:1kor:10:12|(1 Кор. 10:12)]]. Посему и вразумлять повелевает Апостол духом кротости. //«Блюдый себе»//, говорит, //«да не и ты искушен будеши»// [[new:gal:06:01|(Гал. 6:1)]]. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии, и хвалитеся вcи правии сердцем** Сделав выше сказанное внушение слабейшим и несовершенным, Давид переходит теперь и к совершеннейшим, которых называет и праведными, как живущих праведно, а правыми за прямоту поведения их. Он им говорит – **веселитесь и радуйтесь и хвалитесь** все праведные, не добродетелями, которые не тверды без Божия охранения их, но одним Господом, как помощником и покровителем вашим. О различии между веселием и радостью мы уже сказали при изъяснении в 6-м псалме стиха [[old:ps:006:02|2]]-го, хотя и они означают – совершенно одну и ту же вещь. Επι Κυριον (на Господа) – поставлено без различия в сочинении вместо: Επι Κυριω. Феодорит: Это одно и тоже с словами Апостола: кто хвалится, пусть хвалится Господом; и кто думает, что он стоит, пусть смотрит, чтоб не пал. Посему и советует исправлять духом кротости, смотря и за собою, чтоб и тебе, говорит, не впасть в искушение. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.** Как в начале псалма нарекл блаженными оправданных людей так здесь, при конце, увещавает их к веселию, которая также есть аки прикровенное увещание к постоянному пребыванию во оправдании. //Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии.// Аки бы сказал: великую имеете причину радоваться и веселиться, но о Господе, Иже есть един виновник тех благ, которыми вы изобилуете. Не печальтеся об утрате временных вещей, вместо которых воздастся вам в вечности //мера добра, наткана, потрясна и преливающаяся// ([[new:lk:06:38|Лк. 6:38]]): а между тем и здесь не останется без духовнаго утешения.// И хвалитеся вси правии сердцем.// То же самое иными словами повторяет: ибо глагол //хвалиться// не то означает здесь, что превозноситься похвалами, но восклицать, то есть, с веселием хвалить Бога, как и на других местах Писания берется он за веселие и радость, якоже глаголет апостол Павел в послании к Римляном: //не точию же, но и хвалимся в скорбех// ([[new:rim:05:03|Рим. 5:3]]). Под именем //правых сердцем// разуметь должно праведных людей: ибо от правоты сердца раждается правота словес и дел. И потому праведные люди суть те, коих и сердца, и слова, и дела сообразны суть святому правилу, сиречь закону Божию; от сея правоты происходит то, что и Бог бывает любезен человеку, и человек любезен Богу. И потому, что бы ни приключилось человеку, по Божиему ли хотению, или по Его попущению, – все то приемлется с благодарением и сносится с терпением: а тако бывает в сердце не токмо правда, но и мир, и радость о Дусе Святе, в чем состоит царство Божие, как Апостол толкует в послании к Римляном, в [[new:rim:14:17|Рим. 14:17]]. И потому весьма прилично Пророк сказал: //блажени ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси//, и: //веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии;// ибо одни токмо праведные блажени суть, они бо истинною и твердою радостию наслаждаются. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем** В этих заключительных изречениях псалмопевец призывает праведных, т.е. верующих, поступающих по правде Божественного закона и стремящихся к достижению оправдания пред Богом, **веселиться и радоваться о Господе** так, чтобы эта радость и веселье проявлялись достойным Господа образом, не в чувственных грубых увеселениях и удовольствиях, а в благоговейном ликовании пред Господом и в молитвенном прославлении Его. **Хвалитеся** не в смысле превозношения получаемыми от Господа милостями, но в значении торжества веры и нелицемерного соблюдения Божественных заповедей [[old:ier:09:23|(Иер. 9:23–24]]; [[new:2kor:10:17|2 Кор. 10:17)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]