[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко право слово Господне, и вся дела Его в вере** **Яко право слово Господне,** т. е. слово евангельское. **И вся дела его в вере.** Должно веровать тому, что совершено Им боголепно. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **яко право слово Господне, и вся дела его в вере** **«Яко право слово Господне».** //«Правых»// призывает сперва к хвалению, потому что право и имеющее прославиться //«Слово Господне, Которое в начале бе к Богу, и Бог бе»// (ср.: [[new:in:01:01|Ин. 1,1]]). Посему //«прав»// Отец, //«прав»// Сын, //«прав»// Дух Святый. **«И вся дела Его в вере».** Что значит сказанное? Его дело - небо, Его дело - земля, Его дело - море, воздух, все неодушевленное, одушевленное, разумное, неразумное. Как же все это **«в вере»**? Какая вера в неодушевленных? Какая вера у неразумных? Какая вера в камне? Какая вера во псе? Неодушевленное и неразумное - не в вере. Но настоящее изречение ничего не исключило, а все объяло, сказав: «вся дела Его в вере». Посему что же значит сказанное? Если, говорит псалом, видишь небо и порядок в нем, это для тебя руководитель к вере, потому что указывает собою на Художника. Если же рассматриваешь порядок на земле, и чрез это опять возрастает вера твоя в Бога, ибо, не плотскими очами познав Бога, уверовали мы в Него, но силою ума посредством видимого усматриваем Невидимого. Посему **«вся дела Его в вере»**. Если рассмотришь и камень, то и он служит некоторым указанием силы Создавшего. А то же найдешь, если рассмотришь муравья или комара, или пчелу; часто и в самых малых вещах видна мудрость Зиждителя. Ибо Кто распростер небо и наполнил неизмеримую величину морей, Тот и самое тонкое жало пчелы соделал пустым, как свирель, чтобы чрез него выливался яд. Посему **«вся дела Его в вере»**. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко право слово Господне, и вся дела Его в вере** Правдиво, говорит Пророк, правит всем Господь всяческих, и нам предоставил зрение дел Его, призывая нас веровать, а не пытливо доведываться, как совершаются. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко право слово Господне, и вся дела его в вере** Сии слова имеют такую мысль: Слово, говорит, Господа, возвещенное Езекии чрез пророка Исаию, что осада будет разрушена, сие, говорю, слово право и истинно. Но и чудеса, произведенные Богом над Ассирианами, верны и утверждают вышесказанное слово его. Или, по словам //Великого Василия//, все дела Божий верны—в том смысле, что побуждают внимательного к ним иметь веру и уважение к Творцу. Ибо тотчас (оставим все прочее) тончайшее жало, которым владеет пчела, тем самым, что оно устроено на подобие трубы, чтобы посредством ее изливала яд свой при ужалении кого либо, может научить человека, что в нем не сделалась пустота и отверстие само собою, но столь великая тонкость устроена могуществом и искусством Божиим. Можно, согласно с Кириллом, понимать и иначе,—что новозаветное—Господне—слово право и истинно, как не заключающее в себе никакой изворотливости и затруднительности подобно той, какая находится в словах ветхого завета. Сверх того и дела, какие сделал Господь, когда жил на земле, как человек, уверяют и показывают согласие свое с Его учением. Посему и они верны, как истинные и неоспоримые. Даже можно и так— Сам Сын, который есть Слово Божие, и Сын, говорю, прав, как не вводящий в заблуждение Путь и Истина [[new:in:14:06|(Иоан. 14,6)]]; а какие ни производил дела, знамения и чудеса, произвел для уверения зрителей, чтобы верили в него. //Василий Великий//: Потому прежде призывает правых к хвалению, что таково и то Слово, которое имеет быть прославляемо—оное Господне, бывшее в начали у Бога и бывшее Богом. Ибо прав Отец, прав и Сын, прав—Дух Святый. И //божеств. Кирилл//: Слово Господа, то есть, Евангельское учение—право и удобовразумительно и способно направить к добродетели всякого рода. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **яко право слово Господне, и вся дела его в вере.** Начинает показывать причины, чего ради должно хвалить Бога со благоговением и любовию, которыя берет, во-первых, от правоты, потом от благости и силы, наконец, от премудрости Бога. О правоте глаголет: //яко право слово Господне//. Чрез слово Господне разумеет повеление Божие, запрещение, обетование, угрожение, предполагая, что все сие творится Богом зело право и верно: ибо Бог ничего не повелевает, кроме добра, и ничего не запрещает, кроме зла; а что обещает, или чем угрожает, все то зело верно исполняет. И потому слово Господне право. А как и дела Господня сообразны суть слову, для того присовокупляет: //и вся дела Его в вере//, то есть, верны, праведны, святы, по оному того же Пророка изречению: //верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих// ([[old:ps:144:13|Пс. 144:13]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко право слово Господне, и вся дела Его в вере** В дарованной победе (**дела**) Господь самым блистательным образом показал Себя любящим истину (**в вере** - верность обетованиям), милостивым (к Израилю) и праведным (в суде против язычников). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **яко право слово Господне, и вся дела его в вере. Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля** //Он творец всего мира, земли и вод// //"Слово Господне право"// - искренно, чисто; "дела Его верны" - вполне согласуются с Его словом, повелением: между Его словом и исполнением нет противоречия. Как Сам Господь верен правде, так и на земле "Он любит правду и суд", справедливость, жизнь по высшему руководству, и должную, нелицеприятную, согласную с высшей правдой, оценку действий человека. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко право слово Господне, и вся дела Его в вере** От сего стиха и до конца псалма излагаются причины, побуждающие праведных всегда прославлять Господа. Причины эти заключаются в величественных свойствах Божиих: истине, или правоте, правосудии и милости, всемогуществе и всеведении, или премудрости Божией, разительно являемых Им в творении и промышлении о мире, особенно же в отеческом попечении Его об избранном народе. Все, что от века благоволил Господь возвещать людям непосредственно или чрез особенных провозвестников воли Своей, пророков и апостолов [[new:evr:01:01|(Евр.1:1)]], есть Божественное Откровение, или **слово Господне**, которое совершенно истинно, **право**, чуждо всякой лести, лжи и ненамеренных ошибок и заблуждений, которыми очень часто отличаются слова человеческие. Все действия Божии, проявленные в творении мира и проявляемые в промышлении о мире, точно соответствуют истинам Божественного Откровения и потому столь же непреложно истинны и чужды всего ошибочного или ложного [[old:vtor:32:04|(Втор. 32:4)]], что не могут возбуждать недоверия к себе или сомнения, – все они верны. «//Верен Господь во всех словах Своих и Свят во всех делах Своих//» ([[old:ps:144:start|Пс. 144]] в пер. с греч. еп. Порфирия). По мнению св. Василия Великого, изречение: **вся дела Его в вере** – имеет тот смысл, что все дела Божий призывают к вере, все указывают на Творца своего и Промыслителя [4, с. 111–112]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]