[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны** **Собираяй яко мех воды морския.** Призывает воду морскую и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках, как сказано и в другом месте: //призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице всея земли// ([[old:am:05:08|Ам. 5,8]]). **Полагаяй в сокровищах бездны,** то есть бездны запечатлевает как бы в сокровищницах, чтобы излившись не потопили сушу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны** Не сказал: «Собираяй воды морския», как в мехе, но – **«яко мех, так воды морския собираяй»**. Представь свойство меха, который то надувается, когда кожа натянута внутрь духом, то сжимается, когда растягивавшее выйдет вон; так и море иногда надмевается и кипит, когда ветры приводят его в ярость и воздымают, а иногда опять, при безветрии, успокаивается и улегается. Посему Господь **«яко мех»** согнетает и смиряет воду морскую. Но в некоторых списках находим: **«собираяй яко в мехе воды морския»**, и такое выражение указывает нам на древнюю историю, когда Чермное море, никем не разделяемое, само по себе стало как бы заключенным в каком-то мехе, потому что Божие повеление не позволяло ему разливаться. **«Полагаяй в сокровищах бездны»**. Сообразнее с общим понятием было бы сказать: «полагаяй в безднах сокровища», то есть содержащий в тайне свое богатство. А здесь сказано, как будто сами бездны суть какие-то дорогие утвари, достойные Божиих сокровищ. Итак, безднами называются не законы ли Божия Суда, как неизреченные и непостижимые для человеческого разумения, потому что одному Божию ведению предоставлены те законы, по которым Он каждою вещью распоряжается? А что Суд Божий о каждой вещи порознь называется бездною, видим из другого псалма, в котором говорится: //«Судьбы Твоя бездна многа»// [[old:ps:035:07|(Пс. 35,7)]]. Собрав же сказанное в Писании о мехах, удобнее уразумеем намерение Пророка. Которые со дня на день обновляются и вмещают в себе вино новое из виноградника истины, те в Евангелии называются мехами новыми, а которые не отложили ветхого человека, те суть мехи ветхие и ненадежно вливать в них вино новое; //«никтоже вливает вина нова в мехи ветхи»//, чтобы не пролилось вино и не погибли совершенно те мехи (ср.: [[new:mf:02:22|Мк. 2,22]]), сделавшись уже не заслуживающими никакой пощады после того, как прольют доброе и новое вино, ибо новое вино должно быть вливаемо в мехи новые. И новое и духовное вино, кипящее Духом Святым, то есть никогда не стареющее разумение истины, должно быть вливаемо в человека нового, который, //«всегда мертвость»// Иисусову //«в теле»// нося (ср.: [[new:2kor:04:10|2 Кор. 4,10]]), справедливо может быть назван мехом новым. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны** Сказано: **«собираяй яко мех воды морския»** [[old:ps:032:07|Пс. 32:7]], то есть Бог, как в мех, собирает море в назначенные пределы, и держит воды, и не дозволяет, чтобы переступили они самое слабое вещество – песок, и покрыли лицо всей земли. Потому, желая уяснить сие самое, святый Пророк присовокупляет слова: **«полагаяй в сокровищах бездны»**, то есть содержит безмерное количество вод в сих сосудах и вместилищах. **//Письма на разные темы. Селентиарию Гавдентию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны** **«Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны»**; потому что все водное естество, как бы в сокровищницах каких, содержит Бог заключенным в отдельных вместилищах; когда же восхощет, привлекает в выспренний воздух, и как в мехе каком собирает в облаках. Почему говорит Пророк: //«возводя облаки от последних земли»// ([[old:ps:134:07|Пс.134:7]]). И в другом еще месте говорит божественное Писание: //«призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице земли»// ([[old:am:05:08|Ам.5:8]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны** **Собираяй, яко мех, води морския** Здесь недостает—в— чтобы была мысль следующая: собирающий как в мех, то есть, собирающий во внутренности земли, как в мех, воды морские. Или это как мех стоит вместо—на подобие меха, так как и воды морские надуваются, как мех от напора ветров, и сжимаются также и понижаются, как мех, когда утихает ветер. Или мехом называет жидкость, содержащуюся в мехе, выражая содержащим содержимое, то есть: Бог собирает морские воды в пустоты земли, как убирается в мех жидкость; и как жидкость связывается мехом и не проливается вон, так и Бог повелением своим держит морские воды в своем месте связанными, и не позволяет излиться вон и затопить землю. Некоторые говорят, в числе которых и //Дидим//, что слово Давида здесь о испарениях, исходящих из моря, которые мало по малу, поднимаясь и возносясь в атмосферу воздуха, сгущаются и толстеют подобно меху и таким образом делаются облаками, из которых падает дождь. **Полагаяй в сокровищах бездны** (их) Бездною называется глубина моря, которую нельзя заткнуть, закупорить, или заключить; а сокровища бездн суть недра земли, из которых истекают источники и выходят реки , или сокровищница есть место, которое над твердью неба, на которой Бог положил половину вод в начале творения. Сокровищами также называются и бездны и места оной тверди во их по причине множества воды, которую объемлют, во 2х по причине сокровенности их и в 3х потому, что иногда, смотря по надобности, отверзаются, а иногда заключаются, а это есть принадлежность и сокровищницы. Слова сии я также отношу к Апостолам, так как Апостолы были сокровищницы и хранители бездн, то есть, глубочайших и сокровенных тайн веры. //Великий Василий//, изъясняя это слово в высшем смысле, говорит: не называются ли безднами определения суда Божия, как неизъяснимые и непостижимые для умов человеческих, так как в одном знании Божием сокрыты суды всех распоряжений Его? Что суды в рассуждении каждого названы бездною, это видно из следующих слов. Суды твои—бездна великая. Итак, когда ты доискиваешься, почему жизнь грешника продолжается, а дни проживания праведника сокращаются? Почему неправедник благополучен, а праведник злополучен? Почему похищено (смертью) в несовершенном возрасте дитя? откуда брани? для чего кораблекрушения? землетрясения? засухи? наводнения? для чего одна, быв продана своднице, по необходимости служит греху, а другая, попавшись в руководство доброй госпоже, воспитана вместе с нею в девстве? Почему та облагодетельствована, а не наказана?... Все это, обняв мыслью, вспомни, что суды Божии—бездна, и что в сокровищах Божиих заключено то, что непостижимо для кого либо. А //Исихий// безднами называет множество вод, заключенных Творцем в тайных местах под землею (в издан. своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны.** Пророк не все то исчисляет, что мог сказать о каждой части мира особо, но кратко под одною статьею все прочия означает. Здесь описывает одно знаменитое и достойное примечания чудо, видимое на поверхности земли, то есть, как Бог жидкую и непостоянную стихию воды собрав во едино, аки в хранилище некоем содержит. Испытатели естества замечают, да и самый опыт ясно показывает, что вода находится выше земли. Каким же образом, будучи по естеству своему стихия жидкая и плывучая, не потопляет землю, и каким образом земля, будучи по местоположению своему ниже воды, пребывает суха. Не ясно ли видим отсюду, что Бог, споспешествуя благосостоянию человеческаго рода, все воды сокровенными некоторыми оградил оплотами, и доселе содержит их заключенными в своих пределах, подобно как бы были оне собраны в мех и положены в хранилище, как прекрасно Пророк выражает? Почему Дух Святый не без причины и на других местах показует таковое действие Божией силы, яко то у Иеремии, в гл. [[old:ier:05:22|Иер. 5:22]]: //положих песок предел морю заповедь вечну; и не превзыдет его: возшумят волны его, и не прейдут того//. И у [[old:iov:38:08|Иов. 38:8]], [[old:iov:38:10|10]]: //заградих море враты, егда изливашеся, из чрева матери своея исходящее: и положих ему пределы, обложив затворы и врата.// Во второй части стиха то же самое повторяет, но с некоторым распространением, показывая, что Бог неизмеримое оное собрание вод не токмо в пределах моря содержит, но и в самых недрах земли с чудною и непонятною силою вмещает. Ибо если кто сравнит стихии сии между собою, тот со удивлением скажет, что сие есть дело превышшее естества, како толикия бездны вод, в недрах земли скрытыя, не потопляют землю? Хотя бо иногда от случающихся землетрясений погибают целые города и селения, однако самое вещество земли во своей целости пребывает. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== **собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны** **Полагаяй в сокровищах бездны.** По Вас. Вел. и Афан., бездны запер как бы в сокровищницах, чтобы, излиявшись, не потопили землю. [[old:ps:032:15|Ст. 15.]] //Создавши наедине;// один создал и один разумеет. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны** Бог всемогущ, так как по Его повелению такая подвижная стихия, как вода, собрана в одно место //"будто груды"//. Он хранит их как бы в хранилищах, в особых водоемах ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны** См. Толкование на [[old:ps:032:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 32:6]] [<10>]